Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югры рекомендует лицам, осуществляющим обращение с отходами, обратить внимание на следующие разъяснения, содержащиеся в Письме Росприроднадзора от 13 октября 2017 года № АС-10−01−36/22 597 «О разъяснениях требований законодательства в области обращения с отходами»:

Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 года № 1062 (далее — Положение о лицензировании), одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиата) при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами (далее — лицензия), в части размещения отходов, является наличие сооружений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям. Одними из таких требований являются установленные статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) ограничения в части размещения отходов на объектах, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО), и захоронения отходов в границах населенных пунктов.

Предоставление хозяйствующему субъекту лицензии на деятельность в области обращения с отходами, в части размещения отходов, в отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО недопустимо.

Вместе с тем, объекты размещения отходов вносятся в ГРОРО в соответствии с порядком, установленным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — Приказ № 792), и на основании данных инвентаризации, проведенной в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Одним из сведений, вносимых в характеристику объекта размещения отходов, является наличие лицензии на деятельность в области обращения с отходами.

Отсутствие реквизитов лицензии на деятельность в области обращения с отходами не является основанием для невключения объекта размещения отходов в ГРОРО.

Таким образом, хозяйствующий субъект, при намерении осуществлять деятельность по размещению отходов, в первую очередь, обязан включить данный объект в ГРОРО и впоследствии получить лицензию в части размещения отходов.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 404-ФЗ) были внесены изменения в пункт 3 статьи 15 Закона № 89-ФЗ, который устанавливал, что порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Однако в действующей редакции пункт 3 статьи 15 Закона № 89-ФЗ установлено, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Законом № 404-ФЗ также внесены изменения в статью 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части дополнения ее пунктом 17, определяющим, что типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды России от 18 декабря 2002 года № 868 утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

Таким образом, территориальным органам Росприроднадзора при проведении проверки (в том числе в рамках предоставления услуги по лицензированию) лиц, допущенных к деятельности в области обращения с отходами, необходимо руководствоваться указанной программой (в том числе обучение не менее 112 часов).

Росприроднадзор в силу требований Закона № 89-ФЗ устанавливает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 (далее — Порядок). Пунктом 7 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, обязательный к предоставлению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в территориальные органы Росприроднадзора с целью утверждения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Росприроднадзор обращает внимание на недопустимость выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отсутствие (ненадлежаще оформленных) документов и сведений, указанных в Порядке и Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 года № 349.

Кроме того, в силу пункта 9 Порядка в случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, территориальные органы Росприроднадзора вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.