Решение Арбитражного суда Тульской области от 14 ноября 2017 года
по делу № А68−3432/2017

Предмет спора: взыскание задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду

Суть спора: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области (истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Эталон» (ответчик) о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2014 года по 4 квартал 2015 года в размере 1 389 051 руб. 52 коп.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Решение суда: Заявленные требования Управления Росприроднадзора по Тульской области оставить без удовлетворения.

Фабула дела:

В 2014—2015 годах ООО «Эталон» вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом действующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Общество не информировало управление об изменении производственных процессов, исходного сырья, внедрении новых технологий.

В соответствии с планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год было проведено контрольное мероприятие в ООО «Эталон». В ходе данного мероприятия установлено: Общество в нарушение статьи 14 и абзаца 13 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не направило заявление на получение нового разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в связи с реорганизацией своего обособленного подразделения.

Также установлено, что обществом «Эталон» в нарушение требований пункта 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50, несмотря на внедрение технологического процесса переработки барды, в Управление Росприроднадзора по Тульской области ежегодно представлялись сведения о неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Результаты контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации, отражены в письме от 28.07.2016 № 02−2479/09−05, которое направлено в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В свою очередь, Росприроднадзором дано поручение территориальному органу — управлению по Тульской области провести работу по исчислению размера задолженности ООО «Эталон» по плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее взысканию.

В претензии от 17.11.2016 № ИЗ-04/3330 управление сообщило ООО «Эталон» о наличии за ним задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с соответствующим иском.

Правовое обоснование:

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения…

Выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.07.2011 № 650 (далее — Регламент № 650).

Документы, подтверждающие факт реорганизации ООО «Эталон» каким-либо из предусмотренных статьей 57 ГК РФ способов, в материалах дела отсутствуют. Изменение адреса юридического лица не является его реорганизацией в смысле, придаваемом этому термину действующим законодательством.

Понятия «реорганизация обособленного подразделения» ГК РФ также не содержит, а пункт 10.1 Регламента № 650 не предусматривает обязанности юридического лица, имеющего разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обращаться в уполномоченный орган за выдачей нового разрешения при изменении адреса самой организации или ее обособленного подразделения.

На основании изложенного суд считает безосновательным вывод управления о том, что ООО «Эталон» в нарушение статьи 14 и абзаца 13 пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ не направило заявление на получение нового разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в связи с реорганизацией своего обособленного подразделения.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 (далее — Порядок № 50). В силу пункта 12 Порядка № 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами (далее — технический отчет). Как следует из материалов дела, 31.01.2012 обществу «Эталон» выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обществом в подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья в адрес управления ежегодно представлялись технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

В апреле 2016 года министерством природных ресурсов и экологии Тульской области проведена плановая выездная проверка ООО «Эталон» по вопросу соблюдения требований в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, которая каких-либо нарушений со стороны проверяемого лица не выявила (акт проверки от 29.04.2016 № 19/16). В письме от 12.09.2017 № 529/1−5/4−09 Всероссийский научно-исследовательский институт пищевой биотехники, являющийся разработчиком технологического процесса производства этилового спирта из пищевого сырья, осуществляемого ООО «Эталон», сообщил о том, что технология и оборудование по переработке сырья с получением этилового спирта, включая переработку барды — отхода спиртового производства, должны соответствовать постоянному технологическому регламенту ПТР, прошедшему экспертизу и согласование в установленном порядке. В частности, последняя экспертиза ПТР для ООО «Эталон» проводилась в 2016 году. В соответствии с действующим ПТР для ООО «Эталон» технология производства этилового спирта и перерабатываемое сырье — различные виды зерновых культур, с 2012 года по настоящее время не менялись.

Какие-либо доказательства, подтверждающие изменение ответчиком технологического процесса и используемого сырья, Управление Росприроднадзора по Тульской области в материалы дела не представило. На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта изменения ответчиком технологического процесса и используемого сырья и, как следствие, нарушения обществом требований пункта 12 Порядка № 50.

Приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для доначисления обществу «Эталон» платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2014 года по 4 квартал 2015 года в размере 1 389 051 руб. 52 коп., в связи с чем заявленные требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Решение принято судом первой инстанции.

Полный тест документа вы можете прочитать ниже.