Предмет спора: признание незаконным бездействия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Суть спора: Общество обратилось в арбитражный суд с заявление о признании бездействие Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по включению полигона ТБО находящегося на земельном участке с кадастровым номером 02:59:10 201:109, по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, юго-западнее цеха № 26 ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», площадью 96 572 кв. м в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) незаконным и обязании Федеральную службу по надзор) в сфере природопользования (Росприроднадзор) включить полигон ТБО находящийся на земельном участке с кадастровым номером 02:59:10 201:109, то адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, юго-западнее цеха № 26 ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», площадью 96 572 кв. м в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Решение суда: Удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

- Реклама -
Вебинар-РОП сквозной

Фабула дела: ООО «САХ» в июле месяце направило характеристику объекта размещения отходов (ОРО) (далее — характеристика) в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее — Управление) о включении полигона ТБО в ГРОРО, Управление в свою очередь направило характеристику в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Для разрешения вопроса о включении полигона ТБО в ГРОРО, в августе и сентябре месяце 2017 г., непосредственно директор и главный бухгалтер ООО «САХ» были на приеме в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования при беседе был получен положительный ответ по рассмотрению вопроса о включении полигона ТБО ООО «САХ» в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). В дальнейшем было получено письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в котором сообщалось, что объект размещения отходов эксплуатируемый ООО «Спецавтохозяйство», будет включен в приказ «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» в октябре 2017 г.
В октябре месяце 2017 г. объект размещения отходов эксплуатируемый ООО «САХ» в приказ «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов», включен не был.

Правовое обоснование:
Между ООО «САХ» и Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Башкортостан по городу Салавату 08.07.2015 заключен договор аренды земельного участка N 73−15−57зем, на основании которого обществу с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N 02:59:10 201:109 площадью 96 572 кв. м из земель промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования коммунальное обслуживание: полигоны, по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов; код 3.1, для использования в целях обслуживания полигона ТБО сроком аренды с 10.06.2015 по 09.06.2020.
Обществу с ограниченной ответственностью «Спецпавтохозяйство» 26.12.2011 Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности серии 002 N 0064П.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан обществу с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» 24.05.2016 выдана лицензия 02 N 237 на осуществление деятельности, но сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности серии 02 N 237.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в числе прочих даны следующие понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона: обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов — хранение и захоронение отходов; хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Пунктом 17 Порядка N 792 установлено, что не подлежат включению в ГРОРО: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники.
ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17 520) (п. 18 Порядка N 792)
Согласно пункту 2 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49, указанные Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.
Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (п. 4 Правил N 49).
Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов. В силу условий пункта 7 Правил N 49 информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора: для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов; в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.
Применительно к рассматриваемой ситуации, объект (полигон) был создан и принят к эксплуатации в 1977 году, соответственно, отсутствие проектной документации и заключения на проектную документацию на строительство объекта в данном случае не может явиться основанием для включения спорного объекта в ГРОРО.
Пунктом 20 Порядка N 792 установлено, что Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
Спорный объект в данном случае не подпадает под ограничения, установленные пунктом 17 Порядка N 792.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ) установлено, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
В силу условий части 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Данное условие заявителем также соблюдено ввиду наличия лицензия от 24.05.2016 02 N 237.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 198 АПК РФ, суд пришел к выводу о доказанности юридическим лицом, что бездействие Росприроднадзора не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Полный тест документа вы можете скачать ниже.

comments powered by HyperComments