Вопрос:

Предприятие несвоевременно переоформило лимиты на размещение отходов. Образованные отходы передавались сторонней организации с переходом права собственности. При подготовке расчета платы за НВОС возник вопрос, кто платит сверх норматив?

Ответ:

Для ответа на Ваш вопрос, необходимо определить, о каких отходах идет речь. Если это ТКО, то плата за такие отходы не вносится за 2016 и 2017 год. Если речь идет об отходах производства и потребления, то необходимо понимать, когда такие отходы были размещены.

Если такие отходы были размещены после перехода права собственности, то плату за негативное воздействие на окружающую среду следует вносить новому собственнику. При этом новый собственник должен руководствоваться своими лимитами. В случае если количество отходов в совокупности с теми, которые Вы передали, превышает установленные лимиты, то новый собственник обязан платить сверхнорматив.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Если такие отходы были размещены до перехода права собственности, то плату вносить должны Вы.

Обоснование:

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее -НВОС) при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (ст.161 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

Оператор по обращению с ТКО — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО

Региональный оператор по обращению с ТКО — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ).

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ.

Итак, если полигон является региональным оператором по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по размещению отходов, полигон ТКО обязан вносить плату за эти отходы в части размещения.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (ч.10 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (ст. 4 Федерального Закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или соответствующим договором (ст. 210 ГК РФ). Также в соответствии с ч.1 ГК РФ, собственник может передавать свое имущество другим лицам, оставаясь собственником.

Как правило, юридические лица и индивидуальные предприниматели заключают договоры на вывоз и последующее размещение отходов со специализированными организациями. Важно знать, что наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и опасности отходов. Исключение составляют случаи:

— когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к специализированной организации;

— когда размещение отходов производится от имени иного лица на основании заключенного посреднического договора (договора комиссии).

Еще один вид договора — договор о конечном размещении отходов. Таким договором организация, принимающая отходы, берет на себя все обязанности по размещению данных отходов, расчету платы за загрязнение окружающей среды и ее внесению, вне зависимости от того, предусмотрен ли в договоре переход права собственности на отходы.

Если собственник отходов передал право собственности на отходы, то он не несет за них ответственность. Если такие отходы были размещены после перехода права собственности, то плату за негативное воздействие на окружающую среду следует вносить новому собственнику.

В целях правильного определения плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и недопущения повторного внесения сумм платежа, рекомендуется при оформлении договора со специализированными организациями, оказывающими услуги по сбору и размещению отходов, четко определять вид договора и условия о переходе права собственности

Таким образом, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — ПНВОС) при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной деятельности образовались отходы (Письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 г. N АА-06−01−36/5099 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов»).

Но, обращаем Ваше внимание, что письмо не является нормативно-правовым актом и не имеет юридической силы. Кроме того, на сегодняшний день, правовым основанием вносить плату за НВОС может являться передача отходов в собственность по договору, или указание в договоре такой обязанности.

Таким образом, если в договоре, который был заключен ранее 01.01.2016 г., присутствует пункт, что организация, принимающая отходы, обязуется осуществлять расчет и производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов на полигоне, то именно эта организация должна вносить плату, до того момента пока условия договора не будут изменены.

Стоит отметить, что ранее действовала обратная позиция Росприроднадзора, указанная в восьмом абзаце письма от 03.06.2013 г. N ВК-06−01−36/7676 «О плате за размещение отходов» (далее — Разъяснительное письмо), согласно которому если хозяйствующим субъектом передано право собственности на образовавшиеся в результате его деятельности отходы сторонней организации, то все последующие обязательства по размещению отходов, в том числе по внесению платы, возникают у нового собственника отходов.

Данная позиция была обжалована ОАО «МОСГАЗ» и в ходе судебного разбирательства решением Верховного Суда РФ от 09.02.2016 г. N АКПИ15−1379 абзац восьмой Разъяснительного письма признан не действующим с 01.01.2016 г.

В тоже время, единый подход в принятии судебных решений по данному вопросу, в настоящее время отсутствует.

Эксперт Службы поддержки пользователей
проекта «Техэксперт: Экология»
Резяпов Алексей Андреевич