Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году уплачивается организациями и предпринимателями, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Разберемся, кто и в какие сроки уплачивает платеж. И ответим на вопрос: Нужно ли при вывозе мусора платить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Кто и когда платит за негативное воздействие на окружающую среду Новый сбор за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) установлен Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Сбор уплачивается с 1 января 2016 года. Плату за НВОС вносят юридические лица и предприниматели, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение — деятельность исключительно на объектах IV категории. Сбор платит тот, кто наносит вред окружающей среде. То есть если вы арендуете имущество, которое наносит вред, то вы и должны платить сбор, а не арендодатель. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за:

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ)
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ)
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)

Плательщиками при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду утверждены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913 (перечень см. в таблице ниже).
Нужно ли платить плату с автомобилей и других движимых средств? Плата передвижными объектами не взимается (письмо Минприроды от 23.07.2015 № 02−12−44/17 039). Плательщики, у которых есть на блансе транспортные средства, плательщиками платы не являются. Декларацию в этом случае сдавать не нужно.

Кто должен вносить плату за размещение отходов? Плательщики, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, которые подлежат удалению.

Нужно ли при вывозе мусора платить плату за негативное воздействие на окружающую среду? Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Ранее мусор именовался ТБО — твердые бытовые отходы. Сейчас — твердые коммунальные отходы (ТКО). В статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ дается определения ТКО. Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. По таким отходам платеж делают операторы, которые вывозят отходы. По остальному мусору — компания или ИП.

Как нам пояснили в Московском департаменте Росприроднадзор, «если вывозим не ТКО, то надо платить на КБК 048 1 12 1 040 01 6000 120 (размещение отходов)».

Платить юрлица и компании должны в случае, если вывозят не ТКО. Отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые появились в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления. Если плательщик заключает договор на вывоз мусора, в эту плату не входит оплату за загрязнение окружающей среды, даже если право собственности на отходы передается компании-переработчику. Данный вывод следует из п. 1 ст. 16.1 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Также это прописано в письме Росприроднадзора от 29.01.2016 № АА-06−01−36/5099. При этом если хозяйственная и (или) иную деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не взносится, даже если отходы не ТКО.

Выдержка из письма: Отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом.

Согласно ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. В силу ст. 136 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Однако необходимо учитывать, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, осуществленное с 1 января 2016 года, подлежит исчислению и внесению лицами, определенными ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы.
Кто должен платить за выборосы в атмосферу? Данную плату платят те, у кого есть источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Порядок уплаты и перечень веществ утверждены приказом Минприроды от 31.12.2010 № 579.

Кто должен платить за выбросы с водных объектов? Данны платеж платят те компании, у которых в процессе производства образуются сточные воды в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения. В общем случае организация взносит плату за загрязнение в составе платежей за коммунальные услуги услуги.

Абоненты канализационных систем вносят сами плату за загрязнение водных объектов в бюджет. Это компании, которые производят и перерабатывают продукцию, которые заключили договор водоотведения по части статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ. При этом компании должны принадлежать канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения.

Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия (информация Росприроднадзор)
При определении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в целях соблюдения требования Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» о постановке таких объектов на государственный учет, необходимо принимать во внимание следующее.

В соответствии с определением объекта НВОС (п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты НВОС).

При этом земельные участки к объектам негативного воздействия на окружающую среду не относятся. В соответствии с определением ст. 1 Закона № 7-ФЗ имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования также не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Согласно п. 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т. д.), у такой организации объект НВОС не определяется.

Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена.
048 1 12 1 010 01 6000 120 (выбросы загрязняющих веществ)
048 1 12 1 030 01 6000 120 (сбросы загрязняющих веществ)
048 1 12 1 040 01 6000 120 (размещение отходов)
Срок уплаты сбора за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году
Срок уплаты сбора — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Так, сбор за 2017 год нужно заплатить не позднее 1 марта 2018 года.

Авансовые платежи. Все компании, за исключением малого бизнеса, вносят квартальные авансовые платежи за 1, 2 и 3 квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Так, аванс за 1 квартал уплачивается не позднее 20 апреля. За 2 квартал — не позднее 20 июля, за 3 квартал — не позднее 20 октября. Сумма аванса — ¼ части платы за НВОС за предыдущий год. Итоговый платеж уплачивается за вычетом авансов. Малый бизнес авансы не уплачивает, а платит только налог за год до 1 марта.

Декларация

Декларация подается всеми за год. Срок сдачи декларации по плате за окружающую среду — не позднее 10 марта. Подробнее про заполнение декларации читайте в статье «Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Ставки взносов по видам негативного воздействия на окружающую среду в 2018 году
Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913.

Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
классификация промышленных объектов и производств;
особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее — платежная база).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Для территорий, водных объектов или их частей, подлежащих особой охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются дополнительные коэффициенты.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);

коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
При размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.