Чтобы ограничить рост тарифов для населения в правительстве пересчитают вред от отходов.

Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов может уменьшиться в семь раз уже в 2018 году. Правительство поручило снизить ее, чтобы не допустить значительного роста тарифов для населения после перехода к реализации мусорной реформы. Участники рынка обращения с отходами отмечают, что сегодня этот платеж составляет до 25% от тарифа для населения. При этом опрошенные «Ъ» эксперты считают, что такая мера может затормозить развитие отрасли переработки.

В правительстве приняли решение в несколько раз снизить размер платы за негативное воздействие на окружающую среду для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Об этом в ходе совещания по вопросам обращения с отходами сообщил замглавы Минстроя Андрей Чибис. По его словам, снижение ставки необходимо для того, чтобы «по потребителям не ударил рост стоимости услуги».

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Сегодня, согласно закону об отходах, расходы на такую плату при захоронении ТКО должны учитываться в коммунальном тарифе для потребителя. Обязанность по исчислению и внесению платы появилась у операторов по обращению с отходами с 1 января 2016 года. По информации Федерального казначейства, в виде платы за негативное воздействие в 2017 году в бюджеты поступило 14,2 млрд руб. Руководитель ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин отмечает, что «большую часть этой суммы дают платежи за выбросы в атмосферный воздух и сбросы сточных вод».

Как следует из протокола (есть у «Ъ») совещания у вице-премьера Дмитрия Козака, прошедшего 13 марта, предполагается, что ставка платы за негативное воздействие при размещении отходов четвертого класса (бытовые отходы) на 2018 год снизится в семь раз с дальнейшим увеличением на 15% в год в течение семи лет. Сегодня ее размер составляет 663,2 руб. за тонну мусора, размещенного на полигоне. Внести соответствующие поправки в законодательство поручено до 16 апреля Минприроды, Минстрою, Минэкономики, Минфину и ФАС. После принятия документа региональные операторы должны в течение двух месяцев пересмотреть тарифы, говорится в протоколе совещания.

Реализовать идею президента Владимира Путина об ограничении роста тарифов ЖКХ уровнем инфляции правительство пытается с 2012 года. При этом после перехода на новые схемы обращения с отходами, который должен завершиться до 2019 года, тариф для потребителей увеличится. «Решение снизить размер платежа — тактически верное, мы видим, что в ряде регионов бизнес элементарно боялся учитывать такую большую сумму в тарифах», — сказал «Ъ» исполнительный директор ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. «Сегодня плата за негативное воздействие на окружающую среду в тарифе регионального оператора составляет от 20−25%, — говорит гендиректор компании „Ремондис“ в Мордовии (компания стала регоператором по обращению с отходами в республике) Светлана Бигессе.— Снижение ставки существенно уменьшит платежи населения». Помимо влияния на тариф для потребителя уменьшение платы за негативное воздействие, как следствие, уменьшит риски для регоператора из-за неплатежей, отмечает госпожа Бигессе. При этом она обращает внимание на противоречивость решения об уменьшении такой платы: «С социальной точки зрения тариф и платеж для населения действительно должны уменьшиться. С другой стороны, с точки зрения приоритетов экологической политики это решение не будет способствовать экономическому стимулированию отрасли переработки отходов, а именно созданию сортировочных и перерабатывающих мощностей, так как стоимость захоронения на полигонах останется низкой». Об этом же говорит Алексей Макрушин: «С точки зрения населения рост тарифов будет ограничен и снижен, но экономика строительства ухудшится. Логика здесь сегодня такая: я переработаю отходы, они не поедут на полигон. Значит, есть выгода вкладываться в инфраструктуру, чтобы не платить за негативное воздействие. При уменьшении платежа смысл теряется. Это вопрос баланса, что государству как заказчику реформы обращения с отходами важнее: снизить нагрузку на потребителя или создать отрасль переработки. Кроме того, плата за негативное воздействие была источником пополнения региональных бюджетов — это те средства, которые могли направляться на рекультивацию свалок, строительство инфраструктуры».