В соответствии со ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» — федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных критериев, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзорпри осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в постановлении Правительства РФ от 28.08.2015 N 903.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Уровень надзора и категорию риска предприятия можно посмотреть в программно-техническом обеспечении учета объектов негативного воздействия на окружающую среду Росприроднадзора — ПТО УОНВОС (электронный адрес — https://onv.fsrpn.ru/#/).

Категорирование и определение уровня поднадзорности предусмотрено для объектов НВОС, а не для юридических лиц и ИП в целом. То есть, одним юридическим лицом или ИП могут эксплуатироваться объекты НВОС разного уровня надзора и разных категорий.

Осуществление лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами является одним из критериев отнесения объектов к объектам НВОС, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903.

К федеральному государственному экологическому надзору относятся все объекты I категории.

С 1 января 2019 года будут относиться еще объекты II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение.

Риск-ориентированный подход

При осуществлении государственного экологического надзора применяется риск-ориентированный подход, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

При проведении плановой проверки юридических лиц и ИП, осуществляется использование проверочных листов (списков контрольных вопросов). С 1 июля 2018 года проверочные листы вводятся для всех объектов НВОС. Проверочные листы, используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и ИП обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Категории риска и классы (категории) опасности в соответствии с постановлением № 806:

Чрезвычайно высокий риск (1 класс/категория опасности) — плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Высокий риск (2 класс/категория опасности) — плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Значительный риск (3 класс/категория опасности) — плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Средний риск (4 класс/категория опасности) — плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Умеренный риск (5 класс/категория опасности) — плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Низкий риск (6 класс/категория опасности) — плановые проверки не проводятся

Постановлением Правительства от 08.05.2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» определены критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС к категориям риска и периодичность проведения плановых проверок:

для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;
для категории высокого риска — один раз в 2 года;
для категории значительного риска (объекты I категории, за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления) — один раз в 3 года;
для категории среднего риска (объекты II категории, за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления) — не чаще чем один раз в 4 года;
для категории умеренного риска (объекты III категории, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория) — не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории низкого риска (объекты IV категории) — плановые проверки не проводятся.
*В случае если объекты размещаются в границах особых территорий (ООПТ, Байкальская природная территория, водно-болотные угодья международного значения, во внутренних морских водах, в водоохранных зонах водных объектов и др.), то категория риска увеличивается.

Категория риска может быть повышена в случаях совершения административных правонарушений в части причинения вреда окружающей среде, наличия обвинительных приговоров, наличия нарушений пользователями недр, и др.

**Категория риска может быть уменьшена при отсутствии в течении 3 предыдущих лет административных правонарушений и соблюдении обязательных экологических требований.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и ИП, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора» производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска для регионального экологического надзора и плановые проверки проводятся:

для категории высокого риска — один раз в 2 года;
для категории значительного риска (объекты II категории, если они размещаются в границах ООПТ регионального значения, либо в водоохранных зонах водных объектов или их частей) — один раз в 3 года;
для категории среднего риска (объекты II категории; объекты III категории, если они размещаются в границах ООПТ регионального значения, либо в водоохранных зонах водных объектов или их частей) — не чаще чем один раз в 4 года;
для категории умеренного риска (объекты III категории, а также объекты исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, присвоена IV категория) — не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории низкого риска (объекты IV категории) — не проводятся.
* Категория риска может быть повышена в случаях совершения административных правонарушений в части причинения вреда окружающей среде, наличия обвинительных приговоров, наличия нарушений пользователями недр, и др.

** Категория риска может быть уменьшена после устранения в установленный срок выявленных нарушений обязательных требований.

Коллеги, мы напоминаем.

В Личном кабинете природопользователя размещен калькулятор предварительного расчета категории риска для объекта негативного воздействия.
Ознакомиться с новым функционалом можно по ссылке https://lk.fsrpn.ru/#/calc/risks