Между исполнительным органом государственной власти и организацией был заключен договор водопользования. Данный договор зарегистрирован в государственном водном реестре. В последующем с согласия исполнительного органа государственной власти между водопользователем и третьим лицом заключен договор об уступке прав и обязанностей по договору водопользования. Данный договор зарегистрирован в государственном водном реестре. У прежнего водопользователя перед исполнительным органом государственной власти имеется задолженность по плате за пользование водным объектом. При этом договор об уступке прав и обязанностей не содержит условия о том, с какого момента новый водопользователь принимает на себя права и обязанности по договору.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Арендодатель вправе взыскать задолженность по арендной плате (плате за пользование водным объектом) за предшествующий перенайму период с нового арендатора (водопользователя).
Обоснование вывода:
По договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату (ч. 1 ст. 12 Водного кодекса РФ). Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (ч. 3 ст. 12 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Водного кодекса РФ к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Водным кодексом РФ и не противоречит существу договора водопользования.
Положения п. 2 ст. 615 ГК РФ предоставляют арендатору право с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). В случае перенайма ответственным по договору аренды перед арендодателем становится новый арендатор.
Вопросы, касающиеся передачи прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу, регулирует ст. 19 Водного кодекса РФ. В ч. 1 ст. 19 Водного кодекса РФ, в частности, указано, что передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
В п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ
До издания указанного постановления в судебной практике встречался подход, предполагающий, что условие о возложении на нового арендатора обязательств по внесению арендных платежей за период до совершения сделки перенайма должно быть прямо предусмотрено соответствующим соглашением сторон, позволяющим индивидуализировать передаваемую задолженность, а при отсутствии такого соглашения обязательства по внесению арендной платы за период, предшествующий перенайму, подлежат исполнению первоначальным арендатором (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда
С учетом приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ судебная практика признает за арендодателем право на взыскание с нового арендатора задолженности по арендной плате, образовавшейся до вступления такого арендатора в договор (смотрите постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, если иное не предусмотрено договором, новый водопользователь (арендатор) полностью заменяет первоначального должника в отношениях с кредитором и приобретает обязанности по внесению платы за пользование водным объектом (арендной платы) за все периоды пользования имуществом, включая обязанность погасить задолженность по арендной плате, образовавшуюся до перенайма.