Вопрос

За 2018 год оплата за размещение ТКО возлагается на операторов по обращению с отходами, но в тариф эти суммы не закладывались и тарифный комитет отказался их принимать при формировании тарифа в 2017 году, соответственно вопрос — откуда брать деньги на оплату и как быть, если в дальнейшем полигон закроется?

Ответ

Если в Вашем регионе выбран региональный оператор, то с момента начала его деятельности плату за размещение ТКО будет вносить он.

Положениями подпунком 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 31.12.2017) установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Согласно подпункту «г» статьи 3 Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года. Аналогичная норма установлена частью 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (ред. от 03.04.2018).

До 1 января 2019 года установлен переходный период для введения коммунальной услуги за обращение с ТКО и внесения платы за размещение ТКО региональными операторами. Для операторов по обращению с ТКО (полигонов), никаких дополнительных условий не предусмотрено. Таким образом, лица, осуществляющие размещение ТКО, автоматически, без прохождения процедур, установленных статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29.07.2018) (далее — Закон № 89-ФЗ), приобретают статус оператора в силу законодательного определения и, следовательно, становятся плательщиком платы при размещении ТКО в отсутствие регионального оператор, в том числе согласно пункту 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ.

Пунктом 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ определено, что расходы на плату за НВОС при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ захоронение ТКО относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО, для которой устанавливаются предельные тарифы.

В письме ФАС от 19.04.2017 № ВК/26 417/17 было указано что, вне зависимости от даты наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ органам местного самоуправления (далее — органы регулирования) необходимо обеспечить установление тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на 2018 год и последующие годы в соответствии с требованиями и в сроки, установленные Основами ценообразования в области обращения с ТКО и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства от 30.05.2016 № 484 (ред. от 25.07.2018) (далее соответственно — Основы ценообразования, Правила регулирования).

Согласно пункту 6 Основ ценообразования тариф на захоронение ТКО подлежит регулированию.

В соответствии с пунктами 18, 19, 20 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (далее — НВВ), определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы ТКО.

При установлении тарифов применяются следующие методы:

  • метод экономически обоснованных расходов (затрат);
  • метод индексации;
  • метод доходности инвестированного капитала.

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с положениями пунктов 28 и 61 Основ ценообразования.

В силу пункта 28 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а так как предельный тариф на захоронение коммунальных отходов устанавливается впервые, то при его установлении необходимо было применять именно метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с подпунктом «л» пункта 29 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в НВВ регулируемой организации включаются расходы на плату за НВОС при размещении ТКО.

Отметим, что в первоначальной редакции до изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758, размер платы должен был определятся исходя из того, что размещение ТКО осуществляется в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, также этим же постановлением был введен пункт 43(1), в котором описано, как именно должны быть определены расходы на плату за НВОС при размещении ТКО. Согласно пункту 4 указанного постановления оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года и согласно пункту 3 данного постановления органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ, рекомендовано в двухмесячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с ТКО в соответствие с настоящим постановлением.

Напомню, что в силу пункта 22 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, не подтверждена.

При этом согласно пункту 11 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом, теоретически возможность вернуть средства потраченные на внесение платы за размещение ТКО, в том числе заемные есть, при условии, конечно, что полигон будет функционировать.

Отметим также, что правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов уполномоченными органами исполнительной власти — предмет государственного и регионального контроля (надзора). Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) утверждено постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543 (в ред. от 05.02.2016).

Рекомендую обратится в ваш комитет по тарифам и уточнить у них будут ли пересматриваться тарифы с учетом изменений внесенных постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758, в зависимости от полученного решения попробовать обратиться в соответствующий надзорный орган и/или в суд.

В настоящее время судебная практика по данным вопросам весьма скудная, определенный интерес представляет решение Магаданского областного суда от 14.06.2018 по делу № 3а-9/2018, оно вынесено не в пользу оператора, но решения суда основывались на старой редакции Основ ценообразования.

Эксперт сайта ecovopros.ru
Надежда Бирюкова