Одним из основных рисков для экспорта российского угля остаются возможные ограничения на его перевалку в портах. Как считают эксперты ИПЕМ, из-за этого бюджет может потерять к 2030 году от 0,5 миллиарда до 33 миллиардов рублей. Речь идет в первую очередь о запретах, связанных с борьбой с угольной пылью. В отрасли отмечают, что стивидоры и так расширили экологические программы, но по-прежнему возникают законопроекты, обязывающие инвестировать в закрытую перевалку угля.

По оценкам ИПЕМ, «необоснованные ограничения» перевалки угля на экспорт (к 2030 году ожидается рост на 29%, до 240 миллионов тонн) могут вызвать «заметные негативные последствия для экономики». Даже простой запрет перевалки в универсальных терминалах для снижения пыления, но без ограничений на строительство новых и модернизации специализированных угольных терминалов, говорится в докладе ИПЕМ, создаст дефицит пропускной способности в 15,3 миллиона тонн, добыча сократится на 1,8%, доходы бюджета — на 0,5 миллиарда рублей.

Речь идет о последствиях решения проблемы угольной пыли, которая в июне 2017 года вышла на уровень президента в ходе прямой линии с ним. Тогда депутаты Госдумы от «Единой России» и ЛДПР выдвигали идеи по борьбе с пылью, но против радикальных мер выступали отрасль и министерства. В мае 2018 года Дмитрий Медведев предписал использовать принцип «наилучшей доступной технологии» (НДТ) при перегрузке угля в портах, соответствующий справочник Минпромторг и другие регуляторы должны обновить к маю 2019 года.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

В Минпромторге сообщили, что в рабочую группу по актуализации справочников по НДТ входят в том числе стивидоры, научные организации, отраслевые ассоциации. Завершен сбор данных по отрасли, в группе рассмотрена первая редакция проекта этого раздела справочника. Вторая редакция пройдет рассмотрение повторно, все работы по актуализации планируется завершить к концу года, сообщили в Минпромторге.

Но борьба с пылью продолжается: в июле депутаты от ЛДПР внесли законопроект, обязывающий терминалы для пылящих грузов делать закрытые зоны по пересыпке, конвейеры и перегрузочное оборудование. На рынке называют эти меры популистскими и утверждают, что идею не поддерживают не только в отрасли, но и среди регуляторов.

Как отмечают в ИПЕМ, при более жестких ограничениях негативные эффекты усиливаются. Так, если перевалку угля вести только в закрытых специализированных терминалах, что потребует переоборудования открытых площадок, дефицит пропускной способности портов к 2030 году дойдет до 42,2 миллиона тонн. Добыча упадет на 10,3%, доходы бюджета — на 3 миллиарда рублей. Отдельно эксперты показали сценарий полного прекращения перевалки угля. Тогда снижение экспорта в 2030 году может достигнуть 114−186 миллионов тонн, добыча упадет на 28−45%, доходы бюджета сократятся на 33 миллиарда рублей. (20 миллиардов — от стивидоров, 13 миллиардов — от угольщиков). Особенно серьезно это скажется на угольных и портовых регионах, таких как Кузбасс и Хабаровский край. По подсчетам института, от снижения доли РФ на мировом рынке угля выиграют США, Колумбия, ЮАР и другие поставщики. Замгендиректора ИПЕМ Александр Григорьев отмечает, что сценарий полной остановки перевалки гипотетический: «Мы хотели показать, что может быть в случае необдуманных действий с учетом появляющихся инициатив, связанных с работой угольных терминалов».

Пока наименее болезненным решением проблемы выглядит актуализация НДТ, которую поддерживают и ведомства, и участники рынка. В отрасли отмечают, что внимание общественности и правительства уже увеличило инвестпрограммы угольных портов в экологию до 6−7 миллиардов рублей в 2016—2020 годах. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что в ближайшие пять лет вести экспорт угля в запланированных объемах без универсальных терминалов невозможно. Ограничения в некоторых случаях можно обосновать экологией, говорит он, но это надо делать поэтапно, синхронизируя с инвестпроектами стивидоров по переходу на НДТ.

Анастасия Веденеева