Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) Правительство РФ наделено полномочиями на утверждение двух нормативных правовых актов, касающихся разработки территориальных схем: порядок разработки, прохождения процедуры общественного обсуждения, утверждения и корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления (пункт 4 статьи 13.3), а также требований к составу и содержанию таких схем (пункт 5 статьи 13.3).

25 сентября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликованы Правила разработки, общественного обсуждения, корректировки территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее — территориальная схема), а также требования к составу и содержанию таких схем (далее — Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 и вступающие в силу по истечении семи дней после дня официального опубликования.

В связи с чем, руководствуясь принципом правовой экономии, выражаемой в сокращении количества принимаемых законодательных актов посредством их укрупнения, а также с целью устранения проблемы избыточности правового регулирования посредством сокращения количества нормативно-правовых актов по одному и тому же предмету регулирования постановление Правительства РФ от 16.03.2016 № 197.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Наряду с определением порядка формирования территориальных схем Правилами установлены понятия: «территориальная схема», «источник образования отходов», «схема потоков отходов», «электронная модель территориальной схемы».

В соответствии с пунктом 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема должна включать себя данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). При этом статьей 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Согласно Правилам схема потоков отходов — графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО, включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов,

Предусматривается, что территориальная схема состоит из 13 разделов, приводится содержание каждого из разделов схемы. Введены следующие новые разделы территориальной схемы:

  • данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении
    из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
  • оценка объема соответствующих капитальных вложений
    в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
  • прогнозные значения предельных тарифов в области обращения
    с ТКО;
  • сведения о зонах деятельности региональных операторов;
  • электронная модель территориальной схемы.

Расширен раздел территориальной схемы «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов», который должен содержать следующие данные:

  • об установленных в субъекте РФ целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов (с разбивкой по годам) и о достигнутых значениях указанных целевых показателей (на дату утверждения территориальной схемы);
  • о доле обезвреженных и утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов I-V классов опасности (%);
  • о доле обезвреженных ТКО в общем количестве образованных ТКО (%);
  • о доле утилизированных ТКО в общем количестве образованных ТКО (%);
  • о доле обработанных ТКО в общем количестве образованных ТКО (%);
  • о доле захороненных ТКО в общем количестве образованных ТКО (%).

31 декабря 2017 года принят Федеральный закон № 503-ФЗ, которым Закон № 89-ФЗ дополнен статьей 13.4 предусматривающей, в том числе, что:

  • накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ;
  • места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства, указанным в пункте 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, а также правилам благоустройства муниципальных образований;
  • органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

В связи с чем, раздел территориальной схемы «Места накопления отходов» согласно Правилам должен содержать данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта РФ) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 в территориальной схеме будут отражены также сведения:

  • из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО;
  • сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности у эксплуатирующей объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов организации, индивидуального предпринимателя, реквизитах документа, содержащего информацию о включении объекта размещения отходов в ГРОРО;
  • данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для объектов размещения отходов, оставшемся сроке службы
    для мусоросжигательных заводов и мощности (фактической и проектной) для сортировочных объектов.

Согласно пункту 19 Правил разработанный уполномоченным органом проект территориальной схемы до его утверждения подлежит общественному обсуждению.

Также Правилами установлен порядок разработки и прохождения процедуры общественного обсуждения, включающей представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту территориальной схемы, и подготовку органами исполнительной власти субъектов РФ по результатам их рассмотрения соответствующего заключения, утверждения и корректировки территориальных схем.

Олеся Алыкова