Департамент городской среды Минстроя России в пределах компетенции рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с ТКО и сообщает следующее.

По первому вопросу сообщаем.

Исходя из положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» далее — Закон № 89-ФЗ), а также нормативных правовых актов Правительства РФ, принятых в его реализацию, под обеспечением региональным оператором по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации, захоронению ТКО следует понимать самостоятельное осуществление указанной деятельности или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

По второму вопросу сообщаем.

Общественные обсуждения в рамках подготовки заключения органами исполнительной власти субъектов РФ об оценке регулирующего воздействия, проводятся в целях определения и оценки возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявления в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

При этом процедура общественного обсуждения, которая предусмотрена проектом постановления Правительства РФ «О порядке разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», разработанным Минприроды России, направлена на отражение в территориальной схеме обращения с отходами максимально достоверной информации и эффективных решений по вопросам обращения с отходами.

По третьему вопросу сообщаем.

Конкурсный отбор регионального оператора проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее — Правила конкурсного отбора).

Правила конкурсного отбора устанавливают порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора регионального оператора, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.

В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил конкурсного отбора конкурсная комиссия принимает решения, которые оформляются протоколами, которые подписывают члены конкурсной комиссии, принявшие участие в заседании конкурсной комиссии.

В соответствие с положениями Правил проведения конкурсного отбора, на основании оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией принимается решение о победителе конкурсного отбора, которое оформляется протоколом протокол о результатах проведения конкурсного отбора.

Таким образом протокол о результатах проведения конкурсного отбора является документом, подтверждающим присвоение победителю конкурсного отбора статуса регионального оператора.

По четвертому вопросу сообщаем.

Понятийным аппаратом Закона № 89-ФЗ определено, что к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ФККО), группа отходов «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код по ФККО 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов — мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом РФ.

Исходя из комплексного трактования норм федерального законодательства, отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к ТКО. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта РФ обеспечиваются региональными операторами.

Таким образом, организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются ТКО, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

К моменту начала осуществления деятельности по обращению с ТКО региональным оператором, муниципальные контракты, предметом которых является обращение с ТКО, заключенные ранее, должны быть расторгнуты в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе и заключены договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором как с единственным поставщиком (п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Заместитель директора Департамента городской среды,
М.А. Поспелова