В настоящее время объектом государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) является проектная документация. Вместе с тем принципиальная экологическая оценка возможности строительства и эксплуатации того или иного объекта на стадии проектирования является «запоздалой» мерой, так как на данной стадии уже проведены все необходимые процедуры по планировке территории, предоставлению земельного участка под строительство и принятию решения о капитальных вложениях. Так как ГЭЭ проводится после выбора места размещения объекта, альтернативы по месту размещения объекта в рамках оценки воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС) рассматриваются формально и фактически ОВОС служит не для выбора наиболее оптимального решения, а для обоснования уже выбранного варианта. Проведение общественных обсуждений на данной стадии также не позволяют общественности влиять на возможность изменения места размещения планируемого объекта.

При этом на предпроектной стадии соответствующая экологическая оценка не проводится, что не позволяет принять обоснованное решение о возможности строительства того или иного объекта на конкретной территории с учетом требований законодательства в области охране окружающей среды.

Таким образом, проведение экологической экспертизы на стадии проектирования не позволяет решать основную задачу данного механизма — оценку возможности и допустимости размещения объекта капитального строительства на определенной территории с учетом вариативности его размещения, а также по минимизации негативных последствий реализации планируемой деятельности.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

ГЭЭ переносится на предпроектную стадию путем определения объектом экспертизы материалов ОВОС при выборе варианта размещения объекта. Одновременно решается ряд задач по совершенствованию процедур ОВОС и ГЭЭ, что позволит усилить их роль в принятии решений о реализации планируемой деятельности, а также упростить и упорядочить отдельные процедуры, в том числе:

— устанавливается возможность проведения общественных обсуждений на уровне субъекта РФ, что упростит данную процедуру для больших площадных или протяженных линейных объектов, а также для деятельности на море;

— будет утверждено новое Положение об ОВОС на уровне акта Правительства РФ, требования к материалам ОВОС и методические рекомендации по организации и проведению общественных обсуждений, что позволит конкретизировать и дифференцировать требования к ОВОС с учетом специфики деятельности, упорядочить процедуры, сделать их более простыми и понятными;

— экологические ограничения и условия реализации планируемой деятельности будут установлены до разработки проектной документации, что исключит затраты на ее подготовку в случае отрицательного заключения ГЭЭ;

— исключается необходимость проведения повторной ГЭЭ в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе градостроительной экспертизы;

— перечень объектов ГЭЭ уточняется, в т. ч. путем приведения в соответствие с действующим законодательством (закон «О животном мире»), исключается ряд объектов (места погребения, открытый перечень деятельности на море), что устраняет существующие неопределенности в определении объектов ГЭЭ;

— исключаются требования об установлении срока действия положительного заключения ГЭЭ, что позволит избежать неоднозначной практики правоприменения.

Текст законопроекта