Комментарий к письму Минприроды № 125 009 872-ОГ, которое противоречит статье 24.7 ФЗ-89

Отвечает Валерия Алымова, ведущий юрист ООО "Центр правовой экологии"

5273
 

Разъясните пожалуйста письмо Минприроды России о реализации положений Закона 89-ФЗ в части обращения с ТКО № 1 250 098 720Г от 29.11.18 г. за подписью Колодкина А.В., где они ссылаются письмо Минстроя от 13.11.2018 № 49 642-ОГГ/06 — (на официальных сайтах минстроя и минприроды, письма с такими номерами не опубликованы) .В данном письме идёт ссылка на статью 24.7 ФЗ-89, что все собственники ТКО, юр. лица, собственники МКД и частных домовладений в результате деятельности которых образуется ТКО — заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Пишут что данная норма существенным образом дополняется положением пунтком 5 статьи 30 жилищного кодекса РФ. Таким образом, обязанность заключения договора с оег. оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юр. лицах и ип, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.

Ознакомившийся со статьёй 24.7 ФЗ-89, мы не нашли никаких формулировок и том что обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению ТКО осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД. Получается что данном письме Минприроды — статья 24.7 ФЗ-89 содержит противоречия. Мы являемся оператором (перевозчиком ТКО) в своей зоне. Просим Вас дать пояснения опубликованного письма.

Комментарий исполнителя письма Алыковой О.И.

По вопросу заключения договоров между юридическими лицами,
в деятельности которых, помимо отходов производства образуются твердые коммунальные отходы (далее — ТКО), и региональными операторами.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) установлено, что ТКО — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе
их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов
и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости
от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IVили Vклассу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IVи/или Vклассу опасности.

В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:

7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;

7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам

7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам

7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 № 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2018 № 49 762) выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к ТКО:

7 41 119 00 00 0 Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к твердым коммунальным отходами.

Вместе с тем хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.

В соответствии Правилами обращения с ТКО, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1и 9 статьи 157.2Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), — с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом
в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, — с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях,
в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1и 9 статьи 157.2Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее — нежилые помещения),
и на земельных участках, — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

На основании изложенного, юридические лица, в деятельности которых, помимо отходов производства образуются ТКО обязаны заключить договор
с региональным оператором.

Исключением являются юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора
с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО,
или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку,
на территории которого образуются такие ТКО (статья 24.7 Закона № 89-ФЗ).