Вопрос

Региональный оператор отказывается заключать с заказчиком договор об оказании услуг по транспортированию медицинских отходов класса А, ссылаясь на то, что требования к обращению с твердыми коммунальными отходами на такие отходы не распространяются. Следует ли заключить такой договор с региональным оператором, или заказчик вправе заключить его с другой организацией?

Ответ

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции. Договор об оказании услуг по транспортированию медицинских отходов класса, А может быть заключен как с региональным оператором, так и с другой специализированной организацией.

Обоснование позиции. В соответствии с абзацем двадцать седьмым статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор) является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

К ТКО относятся, в частности, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Отходы класса, А являются разновидностью медицинских отходов и представляют собой эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (п. 1 ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ), п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790−10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 (далее — СанПиН 2.1.7.2790−10)).

Пунктом 2 статьи 2 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Закона № 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Отсюда следует, что действие Закона № 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется (письма Минприроды России от 30.04.2015 № 12−50/3268-ОГ, от 25.01.2012 № 05−12−44/832, от 16.12.2011 № 12−46/18 775). Вместе с тем если медицинские отходы после соответствующей обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, то тогда в отношении таких отходов возможно применение норм Закона № 89-ФЗ (письмо Минприроды России от 12.02.2015 № 12−50/1025-ОГ).

Можно отметить, что согласно пункту 4.6 СанПиН 2.1.7.2790−10 транспортирование отходов класса, А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. Как указано в письме Росприроднадзора от 08.07.2016 № АА-03−03−32/13 510, санитарным законодательством допускается осуществление обращения медицинских отходов класса, А в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

Однако, хотя медицинские отходы класса, А по составу близки к ТКО и их транспортирование подчиняется нормативным требованиям, регулирующим обращение с отходами производства и потребления, из приведенных норм формально не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО. Отсюда можно сделать вывод о том, что региональный оператор не обязан заключать договор об оказании услуг по обращению с ТКО в отношении медицинских отходов. С другой стороны, согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Поэтому, с нашей точки зрения, региональный оператор, не будучи обязанным транспортировать медицинские отходы класса А, вправе сделать это, заключив с организацией, в деятельности которой образовались эти отходы (заказчиком), соответствующий договор.

Вместе с тем заказчик вправе привлечь к транспортированию медицинских отходов класса, А другую специализированную организацию (п. 3.8 СанПиН 2.1.7.2790−10), поскольку такая деятельность законодательством не возлагается исключительно на регионального оператора. В связи с этим можно отметить, что закон не требует получения лицензии для осуществления деятельности по транспортированию медицинских отходов класса, А (абзац третий п. 1 ст. 49 ГК РФ, ч.ч. 1, 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», письмо Минприроды России от 29.02.2016 № 12−47/4056, письмо Росприроднадзора от 04.12.2017 № АА-10−04−32/26 588).

Павел Ерин