Вопрос

Согласно Закону № 89-ФЗ у образователей отходов, относящихся к ТКО (в нашем случае это мусор от офисных и бытовых помещений организаций), нет обязанности вносить плату за НВОС при размещении таких отходов. Региональный оператор у нас отсутствует, оператор (полигон) в соответствии с договором на 2018 год ответственности по внесению платы за НВОС не несет. Мусор от офисных помещений вывозился вместе с другими отходами (смет и т. п.), в актах отражено только общее количество в кубометрах. Имеем ли мы право при подготовке декларации о плате за 2018 год самостоятельно «вычленить» из общей массы количество ТКО, за которое не требуется вносить плату, например, рассчитать по нормам накопления, указанным в ПНООЛР? Или же отход «становится» ТКО при заключении договора по типовой форме, раздельного накопления на согласованной площадке, отражения количества именно «ТКО» в актах выполненных работ?

Ответ

Пока существуют определенные правовые проблемы, чтобы гарантировать стопроцентное отсутствие рисков при не внесении вами платы за ТКО в соответствии с установленными нормами.

С одной стороны, положениями пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению. Таким образом, в отношении ТКО плательщиком платы за НВОС при их размещении является региональный оператор или оператор.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора».

До 1 января 2019 года установлен переходный период для введения коммунальной услуги за обращение с ТКО и внесения платы за размещение ТКО региональными операторами.

Пока нет регионального оператора совершенно однозначно лица, осуществляющие размещение ТКО, автоматически, без прохождения процедур, установленных статьями 24.6 и 24.7 Закона № 89-ФЗ, приобретают статус оператора в силу законодательного определения и, следовательно, становятся плательщиком платы при размещении ТКО в отсутствие регионального оператора, в том числе согласно пункту 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ. При этом не имеет значения кому принадлежит право собственности на ТКО и заключен ли типовой договор, форма которого утверждена постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156. Согласно части 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Пунктом 1 статьи 446 ГК РФ определено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Пунктом 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ определено, что расходы на плату за НВОС при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО. Эта норма должна была заработать с 1 января 2018 года. Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2017 № 320-Р «Об утверждении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» были утверждены соответствующие тарифы. При этом, судя по размерам установленных тарифов, плата за размещение ТКО скорее всего не была в них включена.

Данные тарифы устанавливаются в соответствии с требованиями Основ ценообразования в области обращения с ТКО и Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее — Основы ценообразования).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 указанные Основы ценообразования были дополнены пунктом 43(1), в котором описано, как именно должны быть определены расходы на плату за НВОС при размещении ТКО. Согласно пункту 4 указанного постановления оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года и согласно пункту 3 данного постановления органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ, рекомендовано в двухмесячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с ТКО в соответствие с настоящим постановлением. Так что, возможно данные тарифы будут пересмотрены.

Отметим также, что согласно пункту 11 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью. Таким образом, у оператора (полигона) теоретически есть возможность вернуть средства потраченные на внесение платы за размещение ТКО даже если они не были включены в тариф.

Однако следует учитывать, что увеличение поступлений в бюджет является одним из приоритетов в деятельности Росприроднадзора в настоящее время. На этом пути представители Росприроднадзора готовы цепляться за любые огрехи законодательства, не обращая внимания на то, что существуют принципы права, которые, собственно, помогают нивелировать проявляющиеся некорректности отдельных норм закона.

Поэтому вы можете не вносить плату за ТКО, но если полигон все же не внесет плату за размещение данных ТКО, то Роприроднадзор скорее всего будет пытаться истребовать ее с вас, а далее в суде вы уже сможете отстоять свое право по изложенным выше основаниям.

Н. В. Бирюкова,
эксперт сайта ecovopros.ru