В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) закреплена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в формате электронного документа; лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с настоящим законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона № 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно статье 2 закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов РФ, обороне и безопасности государств, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается (часть 1). Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2). К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществиться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3).

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов подлежит лицензированию в соответствии с положениями Закона № 99-ФЗ.

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 455 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в который включены: лом и отходы черных и цветных металлов (в том числе: лом и отходы меди, лом и отходы медных изделий без покрытий незагрязненные, лом и отходы медные в кусковой форме незагрязненные, лом и отходы меди несортированные незагрязненные, отходы, содержащие алюминий (в том числе алюминиевую пыль), несортированные).

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки, произведен осмотр территории предприятия общества, а также отбор проб лома черных металлов, загрязненного нефтепродуктами, используемого предприятием как сырье для дальнейшей переплавки и получения товарной продукции, о чем составлен акт отбора проб от 09.08.2018 № 01.

Согласно протоколу биотестирования (протокол № 191.БТ.ОТ от 16.08.2018 биотестирования водных вытяжек проб отходов), в ходе токсикологического анализа установлено острое токсическое действие водной вытяжки отхода на тест-объектах. Выявлена безвредная кратность разбавления водной вытяжки отхода равная 6, что позволяет отнести отход к IV классу опасности для окружающей среды (л.д. 20).

Согласно ФККО, отобранный образец относится к отходу — лом и отходы мерных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов «менее 15%), код ФККО-2018: 46 810 102 204, класс опасности IV.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что общество в ходе производственной деятельности осуществляет обработку и утилизацию отходов производства и потребления IV класса опасности (лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%).

Имеющиеся у общества лицензии выданы на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов, а также на обезвреживание отходов II-IV классов опасности. При этом, специального разрешения на обработку отходов производства и потребления IV класса опасности производства и потребления IV класса опасности общество не имеет.

Ссылки общества на то, что лом, из которого производился отбор проб заявителем, не является отходом производства, а является сырьем, поступающим от ломозаготовительных организаций, отклоняются, поскольку данное обстоятельство не исключает факта отнесения имеющегося на территории общества лома черных металлов по своей природе к отходам производства и потребления IV класса опасности.

На основании изложенного, с учетом того, что материалами административного дела подтвержден факт

На основании изложенного, с учетом того, что материалами административного дела подтвержден факт использования обществом в своей деятельности отходов производства и потребления IV класса опасности путем их обработки, а специальное разрешение на осуществление такой деятельности не выдавалось, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, следует признать обоснованными.