Статью подготовил ведущий инженер по ООС компании Эко консалтинг, спикер конференции «Проверка предприятий контролирующими органами: как подготовиться» — Е. Тютюнченко

В текущей статье мы хотели бы разобрать, как подготовиться небольшой компании, чья деятельность связана с деятельностью кафе или предприятия общественного питания.

Когда в компанию приходит уведомление о проведении проверке там в приложении присутствует перечень запрашиваемых документов при проведении проверки в качестве примера посмотрите что запрашивают в г. Москве

- Реклама -

В основном запрашивают 8 документов, которые должны быть на каждом предприятии:

  1. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду(Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»)
  2. Сведения об объемах образования отходов за год в уполномоченный орган для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления(для объектов на территории МО -Распоряжение Минэкологии МО от 25.01.2016 N 41-РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области», для объектов на территории г. Москвы — Согласно постановлению правительства г. Москвы от 14.10.2003 г. № 865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы»)
  3. Отчет 2ТП-отходы(Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.11.2012 № 622 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 № 828»)
  4. Журнал учёта по обращению с отходами(согласно приказу МПР № 721 от 01.09.2011 г.)
  5. Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства(на основании Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010) «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»)
  6. Технический отчет(в соответствии с Приказом Минприроды России от 25 июля 2014 г. № 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50»)
  7. Назначение категории объектов НВОСв соответствии со ст. 4.2 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории
  8. Паспорта опасных отходовв соответствии с требованиями Федерального закона № 89 РФ «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712

За отсутствие каждого из них, как и другой природоохранной документации предусмотрена следующая административная ответственность:

Ст. 8.2 КОАП РФ — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении c отходами производства и потребления влечет наложение штрафных санкций: на юридических лиц — от 100 до 250 тыc. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ст. 8.41 КОАП РФ. — Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду — на юридических лиц — от 50 000 (пятидесяти тысяч) до 100 000 (ста тысяч) рублей.

Вот как раньше выглядел запрос документов при проверке

№ п/п требование
1 Устав юридического лица (Положение о филиалах предприятия (организации) и т. д.)
2 Учредительные и правоустанавливающие документы деятельности субъекта хозяйственной и иной деятельности, подтверждающие организационно-правовую форму
3 Решение собрания акционеров или участников общества с ограниченной ответственностью о назначении руководителя
4 Приказ о назначении руководителя юридического лица
5 Свидетельство о государственной peгистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя
6 Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
7 Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата
8 Выписка из Единого государственного реестр предприятий и организаций Российской Федерации или информация о размере выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год
9 Выписка из Единого государственного реестра юридических лип (для юридических лиц)
13 Штатное расписание или информация о средней численности работников за предшествующий календарный год
14 Банковскую карточку организации с указание реквизитов расчетного счета, корреспондентского счета. БИК
15 Приказ о назначении руководителя юридического лица
17 Перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении (собственности, владении, пользовании, оперативном управлении) организации.
18 Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества
19 Правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении
21 Приказ (распоряжение) руководителя о назначении лиц. ответственных за природоохранную деятельность
22 Приказ (распоряжение) руководителя о назначении лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (возможно в составе единого производственного экологического контроля), и документы (положение или иной документ) об организации экологической’службы (отдела).
23 Документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду
24 Документы, подтверждающие профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами I — IV класса опасности (свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I — IV класса опасности)
25 Положение по организации и проведению производственного экологического контроля
26 План природоохранных мероприятий на текущий год
39 Нормативы образования отходов производства и потребления
40 Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора
41 Лимит на размещение отходов производства и потребления
42 Паспорта отходов 1 — IV класса опасности
43 Лабораторные измерения по подтверждению отнесения отходов к классам опасности для окружающей природной среды
44 Договора на переработку или длительное хранение отходов на других предприятиях
45 Документы, подтверждающие оплату услуг по утилизации, хранению и передачи отходов другим предприятиям (справки, накладные, квитанции)
46 Журналы учета движения и обращения с отходами
47 Отчет по форме федеральною статистического наблюдения 2-ТП (отходы)
49 Талон регистрации отходов природопользователя за 2012 г. в Сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы
50 Договор ГУП «Мосводосток» на прием и отведение поверхностного стока (декларация-I; декларация-2)
51 Договор с ОАО «Мосводоканал» на подачу питьевом воды и отведение сточных вод
65 Журнал работ по уходу за зелеными насаждениями
66 Материалы инвентаризации зеленых насаждений
68 Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля

На основание ранее проведенной инвентаризации перед началом работ с компанией были выявлены следующие процессы негативного воздействия:

  • Деятельность офиса(административно-бытовые помещения)
  • Кафе(без приготовления блюд)

Хотелось бы отметить что с точки зрения логики и нормативного права есть отличия в необходимости разработки документов по экологии. С точки зрения логики когда вы сидите в офисе вы негативного воздействия не оказываете, но с точки зрения права, вы работаете с отходами различного класса опасности, которые везутся на полигон и там они как раз и оказывают негативное воздействие, поэтому важно определить их класс опасности путем паспортизации и сделать необходимые документы. Давайте посмотрим пример:

ООО «Кафе» не сдает офисные помещения в аренду организациям непроизводственной сферы деятельности.
В процессе деятельности персонала образуется:

  • мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
  • Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства
  • Картриджи отработанные
  • Отработанные клавиатура и манипулятор «мышь»

Отходы 4 класса опасности собирают на площадке с твердым асфальтовым покрытием 4 м², в контейнер 0,12 м³.
Периодичность вывоза твердых бытовых отходов составляет 5 раз в неделю в теплое время года и не реже 3 раз в неделю в холодное время года (СанПиН 42−128−4690−88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).
Уборку офисных помещений и замену ртутьсодержащих ламп осуществляет служба организации собственными силами согласно договору на обезвреживание


Как мы видим не взирая на то, что нет станков или выбросов от труб, есть отходы которые образуются в результате офисной деятельности. Которые имеют три направления движения — размещение, обезвреживание, утилизация, но об этом чуть позже. Так же в процессе приготовления кофе образуются следующие отходы:

Кафе (без приготовления блюд)

В связи с тем, что основным видом деятельности является оптовая торговля кофе, чаем, какао и пряностями (ОКВЭД 51.37), приготовление пищи не осуществляется, жироотделители отсутствуют.
в результате образуются следующие отходы:

  • Отходы кухонь и предприятий общественного питания (непищевые)

Дезинфекция одежды производится работниками самостоятельно, по истечению срока эксплуатации организации не возвращается

В системе воздухообмена бизнес-центра установлены металлические решетки которые ежегодно моются и устанавливаются на прежнее место, отходы системы вентиляции отсутствуют.

В результате распаковки товаров и раздельного сбора мусора, образуются следующие отходы:

  • Лом черных металлов несортированный
  • Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства
  • Отходы полиэтилена в виде пленки
  • «Отходы упаковочной бумаги незагрязненные»
  • Стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп)
  • Древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные

согласно плану мероприятий планируется заключение договора для передачи на дальнейшую утилизацию после формирование транспортной партии. Обратите внимание что отходы по действующему законодательству отходы собираются раздельно в зависимости от необходимого движения отхода (размещение, утилизация, обезвреживание). Так же отходы которые могут быть вторично использованы должны быть переданы на утилизацию для подготовки на вторичное использование.

Перед началом наших работ платежи за негативное воздействие ООО «КАФЕ» составляли — 59 111 рублей,

после разработки необходимых документов и нескольких мероприятий по оптимизации расходов,

мы сократили плату за негативное воздействие в 5 раз, что составило 11 822 рубля в год

На конференции 29 января 2019 года как подготовится к проверке Росприроднадзора мы расскажем, с какими требованиями на предприятие приходит инспектор Росприроднадзора, за что можно получить штраф и как подготовиться, чтобы не получить штраф.

На конференции мы разберем:

  • Наиболее распространенные штрафы за нарушение экологического законодательства.
  • Что нужно чтобы оспорить заключение Росприроднадзора.
  • Как можно обжаловать штраф, в течение скольких дней.
  • Как себя вести если проверка пришла внезапно
  • И самое главное что нужно сделать чтобы проверка прошла без штрафов

Есть несколько простых правил как лучше вести себя, если к вам пришел проверяющий.

Это относится не только к Росприроднадзору, но и к другим ведомствам:

  • Тщательно проверьте документы инспекторов: удостоверения, приказ о проведении проверки — все ли верно, совпадают ли имена, названия и даты. По возможности снять копии со всех предоставленных документов.
  • Оповестите о проверке своего юриста.
  • Не оставляйте проверяющих без присмотра. Их везде должен сопровождать хотя бы один сотрудник (например, секретарь).
  • Не спешите как можно быстрее представить требуемые документы и информацию. Вы имеете право на время для подготовки ответа. Прежде чем передать документы, еще раз их проверьте. И не давайте лишней информации, ведь как известно, все сказанное, может быть использовано против вас самих.
  • Никогда не лгите и не оправдывайтесь, не грубите инспектору.

Самое главное — помните, что защита окружающей среды не менее важна, чем успешная коммерческая деятельность. Не жалейте времени и средств на соблюдение экологических законов.