Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Решения суда

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2018 по делу № А07−21 119/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Росприроднадзор обратился с апелляцией в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. Тот (постановление от 31.10.2018) решение суда первой инстанции оставил без изменений. Кассация была подана в Арбитражный суд Уральского округа. Суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не нашел.

Суть дела

Росприроднадзор по итогам выездной проверки выявил, что предприятие обезвреживало отходы III класса опасности — навоза свиней свежего в лагунах (прудах-накопителях) свинокомплексов в отсутствии лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Ведомство составило протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и обратилось в суд.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Суд первой, а затем апелляционной инстанции принял во внимание, что предприятием разработаны:

  • Технические условия ТУ 9829−001−92 800 820−2016 «Удобрение органическое на основе свиного навоза. Жидкие навозные стоки»;
  • Технологический регламент получения и применения «Удобрения органического на основе свиного навоза. Жидких навозных стоков».

Эти документы учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствуют нормам законодательства о техническом регулировании. Технические условия на продукцию утверждены, получены экологический сертификат соответствия СЕР (2523)-В-434/ОС-26 и паспорт качества продукции.

Согласно разъяснениям Минприроды от 24.05.2016, юрлица и ИП вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

В случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

Решение судов

Общество использует органическое удобрение на основе свиного навоза (как побочного продукта производства) в качестве продукции, при ведении им хозяйственной деятельности в соответствии с технологическими решениями, проектной документацией, технологическим регламентом и иными документами, с соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Росприроднадзор ссылался на иную судебную практику по аналогичному, по мнению ведомства, делу № А60−12 269/2018. Однако в указанном деле, по мнению судов, обнаружены другие фактические обстоятельства, в соответствии с которыми в действиях хозяйствующего субъекта было выявлено несанкционированное размещение птичьего помета на территории общества, как существенное обстоятельство для выдачи соответствующего предписания.

Прочитать постановление суда.

Документы