Рассмотрим сложившуюся судебную практику, чтобы помочь избежать ошибок тем, кто решится требовать возврата или зачета платежей через суд.

Вопрос возврата (зачета) переплаченных средств касается огромного количества организаций по всей стране. Некоторые территориальные управления Росприроднадзора возвращают или засчитывают в счет будущих платежей излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Так, нашей организации Управление Росприроднадзора по Новгородской области возвратило переплату за 2016 и 2017 годы в течение трех месяцев после обращения.

Правовое регулирование

- Реклама -

ТРЕБОВАНИЯ ПО ВОЗВРАТУ (ЗАЧЕТУ) ПЕРЕПЛАТЫ

Пункт 2 статьи 16.5 Закона No 7-ФЗ. Излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Пункт 36 постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу.

Письмо Росприроднадзора от 27.03.2017 №АА-06−02−36/6198. Рекомендована форма заявления о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС в счет предстоящих платежей.

К сожалению, в некоторых других регионах территориальные управления прямо указывают на то, что возврат (зачет) платы возможен только через суд по исполнительному листу. В большинстве случаев суды выносят определения в пользу предприятий, но даже это обстоятельство никак не меняет ситуации.

Анализ судебной практики показывает, что, чтобы вернуть (зачесть) излишне уплаченные средства, организация может подавать иск как на возврат (зачет) излишне перечисленной платы за НВОС, так и на отказ либо бездействие административного органа в этом вопросе.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ1 для признания отказа или бездействия органа в возврате (зачете) излишне уплаченных сумм недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия отказа закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

С учетом установленных требований (Закона № 7-ФЗ2, постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 2553) и разъяснений Росприроднадзора (письмо от 27.03.2017 №АА-06−02−36/6194) отказ уполномоченного органа возвращать или засчитывать излишне уплаченные суммы не соответствует закону, нарушает права и законные интересы организаций-заявителей.

При этом необходимо учитывать еще одно немаловаж- ное условие — срок исковой давности. В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и за- конных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений. Вопрос о причинах пропуска срока должен решаться судом после возбуждения дела в судебном заседании.

Согласно статье 205 ГК РФ5 в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца — физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства. По смыслу указанной нормы срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем (ИП) по тре- бованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Прочитать статью полностью

Документы