С 1 января 2019 года заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии со специальной программой (ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ). Теперь в зависимости от категории отходов учреждением могут быть заключены разные договоры — на отдельную услугу:

  • по оказанию услуг по обращению с ТКО;
  • по вывозу и утилизации отходов производства.

Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также форма типового договора определены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).

Как выглядит новый порядок обращения с отходами

Прежде всего, в регионе должен быть выбран и действовать региональный оператор по обращению с ТКО, а также утверждены единые тарифы на эту услугу. При таких условиях важно знать следующие особенности работы этой системы.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy
Предмет договора Вывоз ТКО

Договор — только с регоператором по обращению с ТКО

Вывоз отходов производства

Договор можно заключить как с региональным оператором, так и с другими организациями, имеющими соответствующие лицензии

Виды отходов
  • Отходы, связанные с потреблением физическими лицами, например, пищевые отходы.
  • Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, например, остатки оберточной бумаги, одноразовая посуда.
  • Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, кроме крупногабаритного.
  • Отходы от уборки помещений.
  • Мусор и смёт уличный.

Подробный перечень — отходы из группы 7 30 000 00 00 0 в ФККО

  • Вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, например, отходы строительства и ремонта, отходы от производства пищевых продуктов и т. д.
  • Отходы от использования товаров, то есть образовавшиеся после утраты товарами и упаковкой полностью или частично своих потребительских свойств, например, тара, ветошь, списанное оборудование.
  • Медицинские отходы, поименованные в СанПиН 2.1.7.2790−10.
  • Радиационно-опасные отходы, указанные в статье 3 Закона № 170-ФЗ
Применяемый код КОСГУ Обращение с ТКО стало коммунальной услугой — наряду с отоплением, водо- и электроснабжением. Расходы учитываются по подстатье 223 КОСГУ 225
Плата за НВОС Плата за НВОС при размещении ТКО организациями, у которых образуются отходы, не исчисляется и не уплачивается. Плательщиком является региональный оператор (Закон № 89-ФЗ) За хранение, захоронение взимается плата за НВОС. Плату вносит при размещении отходов тот, кто их произвел. Подробнее

В субъекте РФ не определен регоператор и не установлены единые тарифы

На сегодняшний день не все регионы работают по новой системе. В частности, речь идет:

  • о городах федерального значения — им была предоставлено право на отсрочку;
  • о регионах, где оператор не определен по причине досрочного прекращения деятельности или если конкурсный отбор не состоялся;
  • о субъектах РФ, где региональные власти до 2016 года заключили контракты на вывоз отходов на срок более 10 лет.

При таких условиях плата за вывоз ТКО входит в состав расходов по содержанию помещений, соответственно, такие затраты учитываются по коду КОСГУ 225.