Памятка для подготовки к проверкам соблюдения требований в области охраны окружающей среды

Материал подготовлен с участием ведущего юриста ООО "Центр правовой экологии" В.А. Алымовой

2698
 

Полномочия по проведению проверок соблюдения природоохранного законодательства преимущественно отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) и органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального экологического надзора.

Центральный аппарат Росприроднадзора, а также территориальные органы Росприроднадзора проводят проверки в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ проводят проверки в отношении объектов, подлежащих региональному экологическому надзору.

Справка:

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Определение уровня «поднадзорности» объекта хозяйственной и (или) иной деятельности производится посредством применения «Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903.

Объекты, соответствующие данным Критериям, подлежат федеральному государственному экологическому надзору. Остальные объекты — не соответствующие данным Критериям — подлежат региональному государственному экологическому надзору.

При этом помимо указанных природоохранных органов проверки соблюдения экологического законодательства могут проводиться органами прокуратуры. Следует отметить, что к организации и проведению прокурорских проверок требования и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не применяются.

______________________

Виды и периодичность проведения природоохранных проверок.

Природоохранные проверки бывают двух видов:

— плановые;

— внеплановые.

Периодичность проведения плановых проверок зависит от категории риска, присвоенной объекту, в отношении которого проводится проверка (рис. 1):

1) категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;

2) категории высокого риска — один раз в 2 года;

3) категории значительного риска — один раз в 3 года;

4) категории среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;

5) категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Справка:

Отнесение объекта, оказывающего НВОС, к одной из категорий риска осуществляется решением территориального органа Росприроднадзора.

Необходимость применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного экологического надзора установлена Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 г. № 886.

В отношении внеплановых проверок не установлены требования к периодичности проведения проверок, не предусмотрены ограничения по допустимому количеству внеплановых проверок. Внеплановая проверка может проводиться каждый раз при условиях:

1) наличии законных основания для проведения внеплановой проверки (рис. 1);

2) соблюдения установленного порядка организации и согласования проведения внеплановой проверки.

Уведомление о проведении плановой проверки.Основанием для проведения проверки является издание руководителем (его заместителем) органа госэконадзора приказа или распоряжения о начале проведения плановой проверки (далее — приказ о назначении проверки).

Проверяемое лицо должно быть заранее уведомлено о проведении проверки посредством направления копии приказа о назначении проверки не позднее 3 рабочих дней до начала проведения проверки.

Направление и получение лицом копии приказа или распоряжения должно быть подтверждено. В случае возникновения спора о надлежащем уведомлении проверяемого лица бремя доказывания факта своевременного уведомления возложено на орган госэконадзора.

Уведомление о проведении внеплановой проверки.

О внеплановой проверке проверяемое лицо должно быть уведомлено не менее чем за 24 часа до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа органа, осуществляющего проверку, о начале проведения контрольных мероприятий (почтовым отправлением или любым другим способом — факсом, по электронной почте).

Исключения из правила:

Предварительное уведомление о проведении проверки не чем за 24 часа до начала проверки не требуется:

1) в случае проведения проверки по основанию, указанному в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ;

2) в случае, если в результате деятельности лица причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Предмет проверки.

Проверяющие при истребования в рамках проверки сведений и документов ограничены приказом о назначении проверки, в частности предметом проверки (который в свою очередь, ограничен проверочным листом (списком контрольных вопросов*), реквизиты которого указаны в приказе о назначении проверки).

Справка:

Проверочные листы представляют собой утвержденные Росприроднадзором списки вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Примеры контрольных вопросов, включенных в проверочные листы, применяемые при проведении проверки в рамках госэконадзора:

  • Внесена ли плата не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (календарным годом)?
  • Обеспечена ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II, III и IV категорий на государственный учет?
  • Утверждена ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, программа производственного экологического контроля (далее — программа)?

Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

_____________

Таким образом, хозяйствующий субъект заранее осведомлен о том, какую именно документацию необходимо представить должностным лицам органа госэконадзора.

Отклонение от перечня документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, потенциально может расцениваться как грубое нарушение требований к проведению проверок и в дальнейшем использоваться как основание для признания результатов проверки недействительными.

Приказ о назначении проверки имеет определяющее значение для установления границ и пределов проводимой в отношении хозяйствующего субъекта проверки. При этом отдельные отклонения от приказа могут послужить основанием для признания результатов проверки недействительными.

________________

Однако указанное правило не гарантирует отсутствие интереса инспектора к очевидным нарушениям требований природоохранного законодательства, которые не относятся к предмету проверки.

Например, в отношении хозяйствующего субъекта проводится проверка соблюдения требований к охране атмосферного воздуха. При этом уполномоченное на проведение проверки должностное лицо, перемещаясь по территории промышленной площадки, случайно обнаруживает признаки, указывающие на возможное загрязнение почв. В данном случае проверяющий обязан предпринять меры административного реагирования — составление протокола об административном правонарушении или вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования [например, для отбора проб почв и проведения их анализа в целях подтверждения факта загрязнения почв].

__________________

Срок проведения проверки.

По общему правилу срок проведения как документарной, так и выездной проверки составляет не более 20 рабочих дней.

Однако в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорного органа, срок выездной плановой проверки может быть продлен.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

В случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть единожды приостановлено не более чем на 10 рабочих дней.

На период приостановления проверки приостанавливаются действия органа надзора на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта предпринимательства.

Оформление результатов проверки.

Результатом любой проверки, в том числе плановой, является составление акта проверки, в котором фиксируются сведения о выявленных в рамках проверки нарушениях, допущенных хозяйствующим субъектом в ходе осуществления деятельности.

Акт проверки составляется в письменной форме. При этом типовая форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141.

Акт проверки должен содержать, в том числе, сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (ч. 2 ст. 16 ФЗ «О защите прав юридических лиц…»).

К акту проверки прилагаются:

— заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов);

— протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Справка:

Сведения о выявленных нарушениях, указанные в акте проверки, составляют основу выносимых впоследствии в адрес хозяйствующего субъекта предписаний об устранении нарушений.

Вынесение предписания в случае выявления органом надзора нарушений требований законодательства, неизбежно: это обязательная форма реагирования должностного лица, проводившего проверку, на выявленные нарушения.

Акт проверки составляется незамедлительно после завершения проверки, исключение составляют случаи, когда для составления акта проверки необходимо дождаться результатов экспертиз, обследований, исследований и пр. В данном случае акт проверки составляется не позднее 3 рабочих дней со дня завершения проверки.

Акт проверки подписывается должностными лицами (должностным лицом), проводившими проверку. Акт проверки также содержит подпись проверяемого хозяйствующего субъекта (его уполномоченного представителя), свидетельствующую об ознакомлении с актом проверки.

Уклонение от подписания акта проверки — достаточно распространенная, хотя и не результативная практика. Хозяйствующему субъекту предоставлено право выбора:

— получить акт проверки сразу после его составления под расписку (в акте проверки ставится подпись руководителя юридического лица, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица);

— отказаться от получения акта проверки «на руки», о чем должностным лицом органа госнадзора делается соответствующая запись в акте проверки.

Однако отказ в получении акта проверки лишь отсрочит на некоторое время возможность ознакомления с ним хозяйствующего субъекта, так как ФЗ «О защите прав юридических лиц» предусматривает на этот случай возможность направления проверяемому лицу акта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Как вести себя во время проверки

  • Пригласите юриста. Оповестите о предстоящей проверке остальных работников.
  • Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат.
  • Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы проверяющие не выходили за указанные рамки.
  • Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий.
  • После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.
  • Уточните, будет ли проверяться ваша компания в 2019 году, на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Если вы нашли себя в этом списке, предпримите следующие шаги:

  1. Определите, какая проверка запланирована — выездная или документарная (данная информация будет указана при описании проверки).
  2. Если проверка документарная, начните собирать основные первоочередные документы и сведения, оценка наличия и содержания которых может быть проведена проверяющими:

2.1. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» г.) за прошлый год;

2.2. Платежные поручения о внесении авансовых платежей организациями, не относящимся к малому, среднему бизнесу (ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»);

2.3. Результаты первичного учета в области обращения с отходами (в форме, утвержденной приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721);

2.4. Сведения о своевременном представлении отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2018 год (приказ Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов») (для юридических лиц, относящихся к малому и среднему предпринимательству);

2.5. Документы, подтверждающие наличие подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

2.6. Документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (ст. 15. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

2.7.(1) Проект нормативов ПДВ и разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») — для организаций, эксплуатирующих стационарные источники выбросов;

2.7.(2) Проект НДС и разрешение на сброс веществ и микроорганизмов (за исключение радиоактивных веществ) в водный объект (ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

2.8. Свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»);

2.9. Программа производственного экологического контроля (ст. 26 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (для каждого объекта, оказывающего НВОС, I-III категории);

2.10. ПНООЛР и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение — для организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»);

2.11. Сведения о своевременном представлении технического отчета по обращению с отходами — для лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (приказ Минприроды России от 05.08.2014 № 349);

2.12. Сведения о своевременно представлении статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) (Приказ Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»).

Данный перечень не является исчерпывающим, а лишь задает направление сбора документации и сведений, которые могут потребоваться в рамках проверки.

  1. 3. В случае, если запланировано проведение выездной проверки, то необходимо оценить состояние соблюдения на проверяемом объекте природоохранных требований с учетом конкретных экологических аспектов, присущих деятельности, осуществляемой на данном объекте.

Если вы не согласны с результатами проверки

Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ предусматривает особую форму реагирования проверяемого лица на результаты проверки (акт проверки) — представление возражений на акт проверки. Для реализации данного права отводится 15 дней с момента получения акта проверки.

В возражениях лицо, в отношении которого проводилась проверка, может выразить несогласие с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием.

Справедливо отметить, что представление возражений на акт проверки практически бесполезное право проверяемого лица, так как ФЗ «О защите прав юридических лиц», равно как и иные подзаконные нормативные правовые акты, не содержат требований к обязательному реагированию органа госнадзора на представленные возражения.

При этом хозяйствующий субъект может воспользоваться правом на оспаривание результатов проверки (акта проверки, предписаний) в следующих формах:

— оспаривание в административном порядке (квазесудебном) — т. е. посредством обращения за признанием результатов проверки недействительными в вышестоящий административный орган;

— оспаривание в судебном порядке.

Наиболее результативной формой оспаривания результатов проверки остается судебный порядок признания результатов проверки недействительными при наличии установленных законом оснований.

Надеемся, что наши советы помогут вам пройти проверку без проблем.