Вопрос

У предприятия в лимитах имеются и образуются следующие виды отходов:

  • опилки натуральной чистой древесины;
  • прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины;
  • навоз КРС свежий;
  • отходы упаковочного картона незагрязненные;
  • отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства;
  • отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные.

Древесные отходы передаются населению по факту, и так в ПНООЛР написано. Надо ли сейчас заключать договор с организацией, имеющей лицензию и принимающей такие виды отходов, или можно также передавать населению и акты писать приема-передачи с указанием количества переданных отходов?

Макулатура, отходы картона, пленки полиэтилена. Сейчас тоже надо иметь договоры по этим видам отходов с организациями, имеющими лицензию на прием, и актами выполненных работ (ранее на полигон размещали отходы бумаги и картона, так было прописано в ПНООЛР).

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Навоз КРС свежий. По факту размещается в полях как удобрение, он IV класса опасности. У нас агрохолдинг с фермой и выращиванием сельскохозяйственных культур в полях. Или во избежание штрафных санкций при проверках и сдачи отчетности его надо сдавать в специальную организацию, иметь лицензию (как именно сейчас с таким видом отхода надо обращаться, какими документами надо руководствоваться)?

Ответ

Опилки натуральной чистой древесины можно вывести из-под понятия отход, так как, в принципе, в данном случае опилки не соответствуют определению отхода согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как не удаляются, не предназначены для удаления или не подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, то есть для дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения. Считайте опилки побочным продуктом. Населению на всякий случай лучше передавайте с оформлением акта приема передачи, но прописывайте там просто опилки, а не отход, тогда можно исключить их из всей отчетности по отходам (данных учета, 2-ТП (отходы), отчетности, кадастр).

Отходы макулатуры, в том числе картона, и пленки полиэтилена являются отходами V класса опасности и лицензия на их обращение не нужна, но, с учетом положений пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, установлен распоряжением правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р. С 1 января 2019 года захоронение перечисленных отходов запрещено. Поэтому их необходимо передавать на утилизацию. Разумеется, наличие договора с прямым утилизатором и соответствующих накладных о передачи отходов защитит ваши интересы в полном объеме. При этом, так как отходы V класса опасности теоретически вы сами можете отвезти их в пункты приема макулатуры или пленки верифицированных заготовителей/утилизаторов, но необходимо будет продумать как именно подтвердить данную передачу отходов, в случае с договором это конечно проще сделать.

Навоз. В соответствии с положениями пункта 2.3.1 СП 1.2.1170−02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов» навоз может использоваться для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, при этом должен подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и другим), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

В соответствии с письмом Минприроды от 23.05.2016 «Об оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности при обращении с навозом» юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, для того, чтобы отходы производства (навоз) перешли в органические удобрения необходимо разработать технологический регламент и в соответствии с положением статьи 18 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» пройти государственную регистрацию органического удобрения (постановление арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 № 14 по делу № А44−2959/2018).

При использовании навоза в качестве органического удобрения не нужно учитывать навоз как отход, получать лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности или заключать договор с соответствующей специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Н.В. Бирюкова,
эксперт сайта ecovopros.ru