Вопрос

Нашему предприятию не присвоена категория. Находимся в Москве. Часть лимитов получена в Росприроднадзоре по ЦФО, часть в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Департамент не переоформляет лимиты, у них отменили эту функцию. Соответственно по техническим отчетам тоже напишут отказ (с их слов). Стоит ли сдавать технические отчеты с полигоном, отличным от того, который в лимите.

Также вопрос по поводу платы за ТКО. Росприроднадзор Владимирской области утверждает, что надо платить за отходы ТКО за 2018 год, так как в тарифы полигонов не были включены расходы на плату за НВОС и не выбран региональный оператор. Правомерно ли они требуют оплату от образователя ТКО?

Ответ

Чисто формально согласно абзацу 8 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» у субъекта РФ остались пока полномочия установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 29.06.2016 № 05−09−137/16−1 утвержден Порядок разработки и утверждения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, пока этот документ не был отменен.

- Реклама -

С другой стороны, наличие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 1 января 2019 года в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ предусмотрено только для объектов I и II категорий, поэтому в вашем случае подавать технический отчет, тем более с полигоном, который не включен в лимит, в принципе не имеет смысла.

На федеральном портале проектов нормативно правовых актов размещен проект внесения изменений в указанные Критерии. Согласно проекту планируется изложить в новой редакции подпункт «а» пункта 6 Критериев и перед словом «наличие» дополнить его словами «отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». Таким образом, при принятии данных изменений ваши объекты, скорее всего, будут попадать под IV категорию. Как только будут приняты эти изменения, если не будет определен иной порядок направления заявки о постановке на госучет, необходимо будет направить эту заявку в кратчайшие сроки (приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554).

К вопросу о плате за ТКО. Требовать внесение платы образователями ТКО не правомерно. В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за размещение ТКО обязаны вносить операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению. Выбран при этом или не выбран регоператор, заключен у вас с ним типовой договор или нет, в данном случае роли не играет. Даже если в тарифе оператора или регоператора на захоронение отходов (пунктом 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ определено, что расходы на плату за НВОС при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО и эта норма должна была заработать с 1 января 2018 года) не была учтена плата за НВОС, в действующем законодательстве предусмотрен механизм для возмещения этих затрат. Данные тарифы устанавливаются в соответствии с требованиями Основ ценообразования в области обращения с ТКО и Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее — Основы ценообразования). Согласно пункту 11 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью. Таким образом, у оператора (полигона) теоретически есть возможность вернуть средства, потраченные на внесение платы за размещение ТКО, даже если они не были включены в тариф.

Однако следует учитывать, что увеличение поступлений в бюджет является одним из приоритетов в деятельности Росприроднадзора и Росприродназдору легче потребовать эту плату с отходообразователей, чем с полигона, которому реально может быть нечем платить. Чтобы отстоять свои интересы и права, следует быть готовыми подтвердить, что отходы относятся к ТКО, именно в таком-то объеме они были размещены и именно на таком-то полигоне.

Надежда Бирюкова,
эксперт сайта ecovopros.ru