На портале regulation.gov.ru опубликован проект постановления Правительства РФ «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих за пределами лесов на землях или земельных участках, находящихся в федеральной собственности (за исключением земель и земельных участков, на которых располагаются леса)». Проект подготовлен в соответствии с пунктом 2 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства РФ Козака Д.Н. от 24.12.2018 № ДК-П13−260пр, а также пункта 1 раздела VII протокола совещания у первого заместителя Правительства РФ — Министра финансов РФ от 21.12.2018 № СА-П13−94р.

Древесные насаждения, произрастающие за пределами лесничеств и лесопарков, вне зависимости от их возраста и породного состава согласно статьям 5−7, 23, 67, 68.1, 69.1 ЛК РФ не относятся к лесам. Согласно статье 3 ЛК РФ вопросы рубки насаждений, произрастающих за пределами лесов, не относятся к предмету регулирования лесного законодательства. Правовое регулирование использования такой растительности основывается на положениях земельного и гражданского законодательства.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. При этом собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

В соответствии со статьей 136 ГК РФ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений. Следовательно, с правовой точки зрения деревья и кустарники принадлежат собственникам земельных участков если договором (например, договором аренды) не установлено иное.

Таким образом, основываясь на положениях ГК РФ, собственник земельного участка вправе самостоятельно распоряжаться деревьями и кустарниками, лианам, не отнесенными к лесам. В связи с этим органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия собственника в отношении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, уполномочены на распоряжение указанными земельными участками, в том числе расположенными на них деревьями и кустарниками, а также передать право собственности на них арендаторам и землепользователям.

В настоящее время вопросы рубки и реализации древесно-кустарниковой растительности на землях или земельных участках, находящихся в федеральной собственности (за исключением земель и земельных участков, на которых располагаются леса) законодательством РФ не урегулированы.

Для решения вышеуказанных вопросов, проектом постановления предлагается в том числе расширить функции Росимущества в части согласования рубок деревьев, кустарников, произрастающих за пределами лесов на указанных землях (земельных участках), а также установить возможность возникновения права собственности на указанные насаждения землепользователям, арендаторам с выплатой компенсации РФ их стоимости, рассчитанной с учетом ставок платы за единицу объема, установленных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» на основании таксационного описания насаждений.

Также проектом постановления предусмотрена выплата компенсации РФ при возникновении права собственности на указанные насаждения землепользователям, арендаторам их стоимости, рассчитанной с учетом ставок платы за единицу объема, установленных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» на основании таксационного описания насаждений.

Предлагаемые изменения не затронут земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, предназначенные для размещения линейных объектов, а также расположенные в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Принятие проекта позволит урегулировать вопрос рубки и реализации древесно-кустарниковой растительности на землях или земельных участках, находящихся в федеральной собственности (за исключением земель и земельных участков, на которых располагаются леса).

Проект постановления разработан не в рамках реализации государственных программ РФ и не окажет влияния на достижение целей государственных программ РФ. Проект постановления не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров РФ. Реализация постановления Правительства РФ не окажет влияния на доходы и расходы федерального бюджета.

Смотреть проект.