Вопрос

В разъясняющих письмах и социальной сети интернет есть информация о том, что уплата экологического сбора по данным 2017 года в 2018 году не освобождает от уплаты экологического сбора по данным 2017 года в 2019 году. С точки зрения периода все верно. Мы платили в 2018 году за 2017 год. В 2019 году — за 2018 год. Но с точки зрения непосредственно предмета, за который мы платим. За упаковку (в нашем случае речь идет только об упаковке), используемую в 2017 году, мы платили в 2018 году и за эту же упаковку будем платить в 2019 году, но с другими коэффициентами. Почему предприятия должны дважды платить за один и тот же предмет, пускай и в разные периоды? Почему при уплате за упаковку 2017 года в 2019 году не предусмотрена корректировка объема выпущенной в 2017 году упаковки на часть уже уплаченного в 2018 году объема этой упаковки?

Ответ

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» в полномочия Российской Федерации входит помимо прочего установление порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка осуществления контроля за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью внесения, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора). Таким образом Правительство РФ решает за что, когда и как платить, что будет являться платежной базой.

В части 1 статье 24.2 Закона № 89-ФЗ закреплено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории РФ (далее — производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза (далее — импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации. И, грубо говоря, здесь не идет речь о том, что обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации именно тех товаров и упаковки, которые они ввезли/произвели и выпустили в обращение. Объемы этих товаров и упаковки просто определяют размер платежной базы, в случае невыполнения нормативов утилизации, в соответствии с установленными правилами.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Согласно пункту 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ нормативы утилизации отходов от использования товаров могут быть выполнены за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

В статье 24.2 не идет речь об утилизации каких-то конкретных товаров и упаковки, идет речь о возникновении обязательств по обеспечению утилизации данных видов товаров и упаковки, а также раскрывается порядок определения размеров данных обязательств и возможности для их исполнения.

До 2018 года определение размеров обязательств базировалось на данных декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров за тот же отчетный период, а с 2018 года размер обязательств (по просьбе крупного бизнеса) стали определять по данным декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров за предыдущий отчетный период.

У тех, кто выполнил нормативы утилизации за 2018 год, каких-либо проблем не возникло. Реальные проблемы могли возникнуть у тех производителей и импортеров, которые с 2018 года переквалифицировались и стали выпускать в обращение товары, которые не вошли в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, или вообще сменили профиль деятельности. С одной стороны, у них не возникли обязательства по выполнению нормативов утилизации в силу части 1, 1.1, 1.2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, с другой стороны Росприроднадзор может формально подойти и потребовать уплату экологического сбора на основании декларации, поданной в 2017 году. Официальных разъяснений со стороны Минприроды по данному вопросу пока не было.

В целом данные изменения о предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации и о расчете экологического сбора в части учета сведений о реализованных товарах и упаковке именно за календарный год, предшествующий отчетному периоду представляются абсолютно целесообразным, так как это позволяет хозяйствующим субъектам планировать свои траты на выполнение нормативов утилизации или уплаты экологического сбора, размеры которых можно будет совершенно достоверно определить на предстоящий отчетный период.

Формально получается, что за 2018 год необходимо выполнить нормативы утилизации или внести экологический сбор в том же объеме (если нормативы утилизации в отношении данных групп товаров/упаковки не поменялись), что и за 2017 год, то есть необходимо учитывать данные о первично реализованных товаров/упаковки в течение 2017 года. К сожалению, это издержки реформы и законодатель не предусмотрел каких-либо переходных положений.

@alpisbi (Надежда Бирюкова),
эксперт сайта ecovopros.ru