Вопрос: Разъясните, пожалуйста, ситуацию о накоплении отходов на предприятии, согласно какому нормативному правовому документу осуществляется раздельный сбор и накопление отходов. Помимо деления всех отходов на ТБО и ТКО, существует ли какое деление ТБО/ТКО по способу обращения (размещение и утилизация), регламентированное нормативно-правовой документацией. Укажите ссылки на статьи, пожалуйста.
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова
Ответ:
Что касается раздельного накопления, то прямо в федеральном! законодательстве обязанность отходообразователей по раздельному сбору пока не прописана. Согласно п. 2 ст. 13.4 Федерального закона
Согласно п. 4 ст. 14 ФЗ № 89 при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Но данные требования на сегодняшний день не установлены, возможно там будут более четкие требования прописаны и к раздельному сбору.
Также согласно положениям пункта 8 статьи 12 ФЗ № 89: захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается и соблюдение этого требования в первую очередь будут спрашивать с образователей данных отходов. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством РФ см Распоряжение Правительства РФ
Согласно п. 1 ст. 13.4 ФЗ № 89 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Основной документ регламентирующий накопление отходов в принципе это СанПиН
Согласно п. 3.4. СанПиН
— в производственных или вспомогательных помещениях;
— в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
— в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
— в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
— на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Согласно п. 3.6. Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
Согласно пункту 3.7 СанПиН
-временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
-поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом
-поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
-по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
-поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Также требования к раздельному сбору отходов могут быть определены в нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ.
Например, постановление Правительства Москвы
В столице даже принято постановление Правительства Москвы
При этом Закон г. Москвы
- — неосуществление раздельного сбора отходов влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 40 000 рублей; на юридических лиц — 250 000 рублей (статья 4.33);
- — нарушение требований по раздельному сбору ВМР, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей (статья 4.34, пункт 1);
- — неосуществление раздельного сбора ВМР, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 40 000 рублей; на юридических лиц — 250 000 рублей (статья 4.34, пункт 2).
Для некоторых отходов установлены специфические требования к накоплению в отдельных нормативно-правовых документах,
Основным документом, содержащим требования к обращению с отходами ртутьсодержащих ламп, являются Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ
Твердые коммунальные отходы должны теперь накапливаться в отдельных местах накопления, обустроенных в соответствии с Постановлением Правительства РФ
В соответствии с п. 3.8.1 ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно приложению 2 к данному Техническому регламенту. Так, например, нельзя собирать в одну бочку отработанные моторные и индустриальные масла.
Раздельное накопление пищевых отходов регламентируется разделом 2.4 СанПиН 42−128−4690−88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест.
Накопление медицинских отходов осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790−10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Так же при организации мест накопления отходов необходимо соблюдать требования пожарной безопасности.
Организация раздельного накопления отходов, за исключением ряда специфических отходов, обуславливается также условиями дальнейшей передачи данных видов отходов специализированным организациям в целях дальнейшего обращения. Например не целесообразно накапливать совместно металлическую тару из-под ЛКМ и пластиковую тару из-под растворителей, если потом эти отходы будут передаваться разным организациям.