Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при определении требований в области охраны окружающей среды к осуществлению хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, не предусмотрено деление хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) на малый, средний, крупный бизнес.

В соответствии со статьей 4.2 указанного закона объекты, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Пунктами 9, 10 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что на объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Виды технических устройств, считаемых автоматизированными средствами контроля выбросов, утверждены распоряжением Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», в том числе (применительно к ООО «Рус-Ойл»):

  • Установки по сжиганию отходов I, II и III классов опасности, а также пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к употреблению, с проектной мощностью 200 кг/ч и более.
  • Установки по сжиганию отходов IV и V классов опасности с проектной мощностью 3 т/ч и более.
  • Установки по сжиганию биологических и медицинских отходов с проектной мощностью 10 т/сутки и более.

Стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации определяются Программой создания системы автоматического контроля.

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ», в соответствии с п. 5 которого создание системы автоматического контроля включает следующие этапы:

а) определение стационарных источников и показателей выбросов и (или) сбросов, подлежащих контролю автоматическими средствами измерения, их предпроектное обследование;

б) разработка и утверждение программы создания системы автоматического контроля (далее — программа);

в) проектирование системы автоматического контроля;

г) поставка и монтаж оборудования, необходимого для создания системы автоматического контроля;

д) приемка системы автоматического контроля в эксплуатацию;

е) ввод в эксплуатацию системы автоматического контроля.

Пунктом 8 указанного постановления определены условия включения стационарных источников в программу. Стационарные источники выбросов включаются в программу при соблюдении следующих условий:

а) выбросы от стационарного источника образуются при эксплуатации технических устройств;

б) в выбросах от стационарного источника присутствует одно из следующих загрязняющих веществ, массовый выброс которых превышает значения:

  • взвешенные вещества —3 кг/ч;
  • серы диоксид — 30 кг/ч;
  • оксиды азота (сумма азота оксида и азота диоксида) — 30 кг/ч;
  • углерода оксид как показатель полноты сгорания топлива — 5 кг/ч;
  • углерода оксид во всех остальных случаях — 100 кг/ч;
  • фтористый водород — 0,3 кг/ч;
  • хлористый водород — 1,5 кг/ч;
  • Сероводород- 0,3 кг/ч;
  • Аммиак — 1,5 кг/ч;

в) наличие средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации стационарного источника выбросов. Если стационарные источники выбросов удовлетворяют указанным в постановлении № 262 условиям, они подлежат включению в программу создания системы автоматического контроля и оснащению автоматизированными средствами контроля.

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. В случае, если программой повышения экологической эффективности предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 263 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».