Правительство внесло в Госдуму поправки в законы «Об отходах производства и потреб­ления» и «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Они предполагают создание единой госсистемы обращения с отходами I и II классов опасности, в которой центральное место будет отведено федеральному оператору — «Росатому». В Госдуме рассчитывают, что закон о создании федерального оператора будет принят до конца июля.

Свою поддержку инициативе на сессии «Победить мусор: российская реформа и международные практики» в рамках Петербургского международного экономического форума высказал председатель думского Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир­ Бурматов.

«Мы обязательно в течение июня и июля примем закон, который даст возможность определить единого федерального оператора „Росатом“ по обращению с опасными отходами», — заявил он.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Эти нормы позволят в полной мере реализовать уже утверждённый федеральный проект «Создание инфра­структуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов опасности» (входит в структуру нацпроекта «Экология»). По сути, на рассмотрение Государственной Думы выносится законопроект, который закрепит за Госкорпорацией «Росатом» статус федерального оператора по обращению с отходами I-II классов опасности и добавит новый вид деятельности в законе о корпорации.

Первый шаг — понять масштабы бедствия

По статистике, ежегодно в России образуется около 400 тысяч тонн опасных отходов, из которых на существующих объектах может быть обезврежено только 1,5%. Сбор данных носит уведомительный характер, и единой информационной системы в этой области нет. Поэтому нет и полных сведений о количестве, видах, составе, состоянии накопленных опасных отходов. Точное количество юридических лиц и предпринимателей, которые их образуют, также неизвестно.

Сейчас предприятия отправляют данные об образованных опасных отходах в Росприроднадзор, а утилизацию проводят самостоятельно или передают специализированным компаниям. Судя по количеству нелегальных свалок, те подчас выполняют свою работу крайне недобросовестно. И не только они: по результатам прокурорских проверок деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в 2017 году выявлено свыше 15 тысяч нарушений законов в отношении обращения с отходами.

«Нельзя назвать захоронением сваливание трансформаторов, отработанных аккумуляторов, выливание щелочей просто в лес и в овраги, — заявил ­Владимир Бурматов. — Никто даже не знает, сколько сегодня в России образуется этих отходов, нет их учета».

Новый закон предполагает создание единой государственной информационной системы (ЕГИС). Она будет, с одной стороны, собирать информацию, с другой — помогать вести конт­роль. ЕГИС будет отображать всех образователей опасных отходов, источники образования, объемы и качественные показатели работы с отходами. Все предприятия, занимающиеся обезвреживанием, утилизацией и размещением отходов, могут пройти регистрацию в ЕГИС. На основе этих данных будут строить прогнозы, загрузку существующих и вновь создаваемых предприятий, оптимизировать транспортировку и переработку.

Управлять отходами централизованно

При попадании в окружающую среду отходов I класса опасности экосистема не восстанавливается вообще, а при попадании отходов II класса она восстанавливается только через 30 лет. Массовое потребление и рост промышленного производства без должного государственного регулирования обращения с отходами ведут к постоянному увеличению нелегальных захоронений отходов, что становится угрозой нацио­нальной безопасности. Об этом рассказал первый заместитель генерального директора ГК «Росатом» Кирилл Комаров в ходе своего выступления на ПМЭФ.

«По статистике, каждую секунду в мире производится 13 тонн опасных отходов, или более 400 миллионов тонн в год. Эта проблема значима в мировом масштабе», — отметил Комаров.

В мире действует сразу несколько международных соглашений по обращению с опасными отходами. Наиболее важное из них и ратифицированное в России — Стогкгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ). Она предусматривает обезвреживание накопленных объемов СОЗ к 2028 году. Основные источники СОЗ — эксплуатируемое и вышедшее из обращения электротехническое оборудование, емкости с отработанными маслами и другими горюче-смазочными материалами, склады и неорганизованные захоронения пестицидов.

«В любой стране это предмет особой государственной заботы, Россия не уникальна в желании выстроить именно государственную систему обращения с такими отходами», — подчеркнул Комаров.

Первый замглавы «Росатома» также рассказал о развитии инфраструктуры: «В стране должно появиться достаточное количество объектов, которые должны быть разумно расположены на территории нашей страны, чтобы обеспечить эффективное обращение таких отходов».

Комаров уточнил, что «первыми объектами будут четыре завода по химическому разоружению, которые необходимо переоборудовать и подготовить для этой деятельности». Помимо этого, по результатам разработки федеральной схемы будут определены еще три площадки на территории страны.

«Мы пытаемся применить весь свой накопленный опыт и знания, а также лучшие мировые практики для того, чтобы выстроить в стране удобную, прозрачную и эффективную систему обращения с такими отходами», — заявил в своем выступлении Комаров.

Без монополий, но с гарантиями

Согласно законопроекту, юридические лица и индивидуальные предприниматели, образующие вокруг своей деятельности опасные отходы, будут выбирать: заниматься такими отходами самостоятельно (обрабатывать, обезвреживать, утилизировать и размещать) либо передавать их федеральному оператору по заранее утвержденным тарифам. Компании, имеющие необходимую лицензию, смогут пройти регистрацию в ЕГИС и войти в единую федеральную схему, получив дополнительные возможности для развития своего бизнеса.

Реализация федерального проекта «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов опасности» направлена на сохранение высокотехнологичных производственных мощностей и высококвалифицированных кадров благодаря перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия.

Будут созданы условия для инвестиционной привлекательности сектора для инвесторов и банков.

В результате в России появится прозрачный регулируемый рынок обращения отходов I и II классов опасности за счет государственно-частных инвестиций с применением обоснованных тарифов.