Вопрос: Является ли проектная документация «Постоянный поверхностный расходный склад взрывчатых материалов» для действующего ГОКа объектом государственной экологической экспертизы?

Проектируемый постоянный поверхностный расходный склад взрывчатых материалов (далее по тексту «склад ВМ») будет расположен на отдельном земельном участке на расстоянии 2 км от действующего карьера ГОКа, являющегося объектом I категории, согласно свидетельству о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», проектируемый склад ВМ относится к объектам IV категории.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Проектируемый склад ВМ физически не связан с карьером, так как они расположены на отдельных земельных участках.

Технологическая связь и единое назначение между складом ВМ и карьером отсутствует, так как в карьере осуществляются горные работы (взрывные, вскрышные и добычные работы), на складе ВМ осуществляется приемка, хранение и выдача взрывчатых материалов. Теоретически возможна ситуация, что ГОК может нанять стороннюю организацию для осуществления доставки на карьер взрывчатых материалов и проведения взрывных работ, то есть наличие/отсутствие собственного склада ВМ никак не отразится на функционировании карьера.

Необходимо ли, руководствуясь разъяснением Росприроднадзора, данного в письме № СР-04−05−32/14 600 от 31.05.2019 г. «О необходимости прохождения государственной экологической экспертизы», проводить государственную экологическую экспертизу в отношении проектной документации «Постоянный поверхностный расходный склад взрывчатых материалов» ГОК?

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова

Ответ:

Первое, что сразу бы хотелось отметить, письма уполномоченных органов не являются нормативными правовыми актами обязательными для исполнения природопользователем.

Исходя из определений понятий нормативного правового акта и правовой нормы, данных в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», рекомендованном для использования при подготовке нормативных правовых актов Минюстом России, обязательным для правоприменителя является лишь изданный в установленном порядке нормативный правовой акт.

При этом согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 31.10.2018), нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Минюст России в Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 (ред. от 26.05.2009), подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в указанном виде, акты, изданные в ином виде (например, директивы, письма и др.), не должны носить нормативный правовой характер.

Таким образом, письма федеральных органов исполнительной власти могут выражать мнение государственного органа, которое может быть и ошибочным, но не обязательны к исполнению лицами, не являющимися государственными служащими данного государственного органа.

Таким образом, данное письмо выражает мнение уполномоченного органа и позицию, которую он скорее всего будет занимать в суде, поэтому данное письмо необходимо, чтобы понять риски претензий со стороны надзорных органов.

Итак, что мы имеем. Согласно п. пп. 7.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 01.05.2019) экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за некоторым исключением, в которое Ваш объект точно не попадает.

Поэтому нужно понять, является ли объект — объектом капитального строительства и будет ли относиться к I категории.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.06.2019), раз склад постоянный, то к объектам капитального строительства наверное он все же относится.

Согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029, данный объект сам по себе (как склад взрывчатых материалов не будет относиться к объектам I категории).

Что касается положений обозначенного в вопросе письма, то учитывая, что Ваш объект в принципе удален на 2 км от действующего карьера ГОКа, они не расположены в пределах одного или нескольких земельных участков, т. е. территориально и физически не связаны, функционирование ГОКа возможно без этого объекта, технологически назначение у них разное, то сопоставлять эти два объекта как объект негативного воздействия I категории представляется нецелесообразным.

Также не будем забывать, что в принципе согласно п. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 27.12.2018) при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, должны были учитываться:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Очевидно, что уровень негативного воздействия расходного склада взрывчатых материалов гораздо ниже чем любого объекта I категории, включая сам ГОК, таким образом он не может быть отнесен к объектам I категории в т. ч. с учетом вышесказанного и проводить государственную экологическую экспертизу в отношении проектной документации «Постоянный поверхностный расходный склад взрывчатых материалов» не нужно.

Рекомендации для снижения рисков:

1. Проверить федеральный реестр объектов ОНВ на наличие аналогичных объектов (расходный склад взрывчатых материалов) и убедиться, что аналогичные объекты I категории отсутствуют (нам удалось найти аналогичные объекты с присвоенной III категорией).

2. В соответствии с рекомендацией Минстроя России, указанной в письме от 28.02.2019 N 6894-ОД/08 «По вопросу проведения с 1 января 2019 года государственной экспертизы проектной документации в части оценки соответствия требованиям в области охраны окружающей среды» в составе проектной документации на новое строительство объектов капитального строительства, представляемой заявителем на государственную экспертизу, в задании на проектирование застройщиком (техническим заказчиком) (либо в дополнительно представляемых официальных письмах) задекларировать категорию данного объекта в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029.

3. Через консалтинговую контору или от физического лица сделать запрос в Росприроднадзор: к какой категории м.б. отнесен отдельно расположенный постоянный поверхностный расходный склад взрывчатых материалов (в общем виде).