Вопрос:

В соответствии с письмом Росприроднадзора № АС-09−00−36/22 354 от 31.10.2016п.1 — По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию: «В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон) постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее — заявка), которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Таким образом, внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено.

При этом участки строительства жилой и нежилой недвижимости на основании данных в проектной документации (п. 8 — «Перечень мероприятий по охране окружающей среды») можно отнести к III категории НВОС из-за наличия стационарных ИЗА в виде: сварочных участков, участков разгрузки стройматериалов, участков обработки металлоконструкций, участков проведения покрасочных и окрасочных работ (касаемо проведения внутриотделочных процессов). Возникает «нестыковка» в вопросе постановки на учет: с одной стороны строящиеся и не введенные в эксплуатацию объекты — постановке не подлежат, с другой стороны строительные участки жилой и нежилой недвижимости на основании проектной документации имеют стационарные источники выбросы, в составе которых присутствуют вещества 1 и 2 класса опасности. Прошу разъяснить данный момент.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Если в случае присвоения строительному участку III категории НВОС, в соответствии с п. 4 ст.22 № 7-ФЗ юридические лица, эксплуатирующие объекты III категории производят расчет НДВ высокотоксичных веществ, веществ обладающих канцерогенными свойствами (1 и 2 класс опасности). При этом отсутствуют нормативно-правовые акты для расчета данных веществ для объектов III категории НВОС, отсутствуют требования к порядку и особенностям оформления НДВ указанных веществ, необходимость согласования и утверждения НДВ указанных веществ, рассчитываемых для объектов III категории, необходимость сан.эпид. заключения о соответствии рассчитываемых для объектов 3 категории указанных веществ 1 и 2 классов опасности.

Скажите пожалуйста, целесообразно и правомерно ли требование к юридическим лицам в случае присвоения участкам строительства жилой и нежилой недвижимости (участкам застройки) III категории НВОС расчет и установление НДВ высокотоксичных веществ 1 и 2 класса опасности, так как в соответствии с пунктом 8 Положения № 183 «Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности«?

Так как в данном случае на участках строительства жилые дома не вводятся в эксплуатацию и не являются объектами реконструкции.

Так как процесс согласования и установление НДВ (даже с учетом имеющихся данных в проектной документации) достаточно длительный, а процесс строительства жилой и нежилой недвижимости может закончиться до установления НДВ, актуально ли в общем начинать данный процесс? С учетом того, что расходы на внесение сверхлимитной платы за НВОС (на основе проектных расчетов) могут быть значительно ниже контрактах данных при привлечении для процесса согласования проектных организаций.

(для формирования вопроса были использованы материалы Экологии Производства: 1. Выпуск № 10 2018 «Обязанности по охране атмосферного воздуха»; 2. Выпуск № 5 2019 «Нормирования воздействия на окружающую среду на объектах III категории»)

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова

Ответ:

Первое, на что сразу необходимо указать, письма государственных органов не являются нормативно правовыми документами.

Исходя из определений понятий нормативного правового акта и правовой нормы, данных в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», рекомендованном для использования при подготовке нормативных правовых актов Минюстом России, обязательным для правоприменителя является лишь изданный в установленном порядке нормативный правовой акт.

При этом согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 31.10.2018), нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Минюст России в Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 (ред. от 26.05.2009), подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в указанном виде, акты, изданные в ином виде (например, директивы, письма и др.), не должны носить нормативный правовой характер.

Таким образом, письма федеральных органов исполнительной власти могут выражать мнение государственного органа, которое может быть и ошибочным, но не обязательны к исполнению лицами, не являющимися государственными служащими данного государственного органа.

Теперь обратимся непосредственно к нормативному правовому акту, а именно, согласно п. 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 27.12.2018) заявка о постановке на государственный учет подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Существует проект внесения изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающий постановку на учет строящихся объектов (не менее чем за восемьдесят дней до начала строительства). Предполагалось, что изменения, вносимые проектом, начнут действовать с 01.01.2019, но на сегодняшний день такие поправки не приняты.

На совещаниях Росприроднадзора, и в его разъяснительных письмах эта проблема часто поднимается, НО факт остается фактом в настоящее время вопросы постановки на государственный учет строящихся объектов не урегулированы. Поэтому если кто-то будет обязывать Вас подавать заявку смело оспаривайте.

Существует, конечно, практика когда объекты строительства ставят на гос. учет как объекты III категории (например, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга осуществляет такую постановку) и возможно при принятии всех соответствующих поправок так оно и будет, но писем Росприроднадзора о том, что постановка на государственный учет объектов строительства не предусмотрена не мало (<Информация> Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» п. 2.3 (http://rpn.gov.ru/node/27 639), упомянутое Вами письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09−00−36/22 354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», Письмо Росприроднадзора № АА-10−02−32/5738 от 25.02.2019, Письмо Росприроднадзора от 15.05.2019 № 04−03−32/12 762 (частное разъяснение).

Учитывая к тому же, что по мере окончания строительства и ввода в эксплуатацию объекты жилой и нежилой недвижимости совсем не обязательно будут объектами негативного воздействия, я рекомендую следующее:

  • 1. Отправить официальный запрос в местный уполномоченный орган исполнительной власти, который осуществляет постановку на гос. учет объектов негативного воздействия регионального уровня надзора, в территориальный орган Росприроднадзора, в Центральный аппарат и в Минприроды, указав что за объект строительства, где организована стройка, какие источники негативного воздействия на окружающую среду имеются (информацию указывайте максимально честно и открыто), нужно ли вносить плату за выбросы, сбросы и образующиеся на данном объекте отходы, подлежащие размещению и не относящиеся к ТКО, если да, то в каком порядке и т. д. Т. е. вступаете в активную переписку с уполномоченными органами пока не получите четкого и ясного ответа на все вопросы, вплоть до такого какую именно дату проставлять в качестве даты ввода в эксплуатацию. Ко времени получения всех интересующих ответов, если такое и произойдет, либо примут соответствующие поправки в ФЗ № 7, либо Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий скорректируют, либо Вы объект достроите.
  • 2. В любом случае пока Вы не получите категорию разрабатывать какие-либо разрешительные документы в области нормирования воздействия на окружающую среду Вы не можете, с 01.01.2019 разработка всей нормативной документации зависит от категории объекта негативного воздействия.
  • 3. А пока выполняйте все требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные проектной документацией объекта (Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 06.07.2019).