Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 2061 утвержден порядок отнесения водного объекта к объектам рыбохозяйственного значения с определением его рыбохозяйственной категории.

На что в связи с этим целесообразно обратить внимание?

Определение рыбохозяйственных объектов содержится в статье 17 Закона № 166-ФЗ2

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Словарь

Рыбохозяйственные объекты — это водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

Из статьи 17 Закона № 166-ФЗ2

Информация о водных объектах рыбохозяйственного значения вносится в государственный рыбохозяйственный реестр согласно Правилам, утвержденным поста- новлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 6013.

Постановлением № 2061 водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории. Основание для присвоения категории — мероприятия государственного мониторинга.

Однако еще до вступления в силу этого постановления органы Росрыболовства, руководствуясь на местах прежним порядком, самостоятельно присвоили категории практически всем водным объектам и даже временным ручьям (существующим в весенний период, но впадающим в водные объекты рыбохозяйственного значения). При этом реальный государственный мониторинг не проводился.

В случае несогласия с таким решением водопользователи на основании постановления № 2061 могут воспользоваться действующим порядком изменения категории или даже исключения объекта из рыбохозяйственного реестра.

Оценка последствий включения водного объекта в рыбохозяйственный реестр

Нормативы качества воды объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со статьей 47 Закона № 166-ФЗ2.

Действующие нормативы для рыбохозяйственных объектов намного более жесткие по сравнению с нормативами, установленными для водных объектов, не отнесенных к рыбохозяйственным.

В связи с этим для предприятий, имеющих решения о предоставлении водных объектов в пользование, возрастают требования к очистке сбрасываемых сточных вод.

В десятки раз могут увеличиваться затраты на строительство очистных, на плату за сброс загрязняющих веществ либо на возмещение вреда, причиненного водному объекту рыбохозяйственного значения (в зависимости от квалификации действий по сбросу уполномоченным органом).

При этом правовое основание для определения категории объекта и внесения информации в рыбохозяйственный реестр — составленный сотрудниками территориаль- нного органа Росрыболовства в одностороннем порядке акт.

Можно ли оспорить принятое решение?

Рыбохозяйственный реестр это публичная информация. Соответственно, правила об оспаривании или незаконности публичных сведений аналогичны правилам, установленным в действующем процессуальном законодательстве.

Срок на оспаривание ненормативных актов госорганов — три месяца с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушенном праве (в нашем случае — о присвоении или изменении категории водного объекта). Элемент публичности реестра презюмирует информированность водопользователя об изменении категории, а общее правило о последствиях незнания изменений законодательства не является уважительной причиной.

Согласно статье 3 Закона № 7-ФЗ4, презумпция экологической опасности планируемой и иной деятельности означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, т. е. способна нанести вред окружающей среде.

В течение 3 месяцев можно оспорить акт о присвоении категории водного объекта.

Законодательство о рыболовстве предусматривает, что ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, должно осуществляться только при согласовании применяемых мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Действующим правовым регулированием предусмотрено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление либо прекращение в полном объеме осуществляемой с нарушением хозяйственной деятельности (статья 34 Закона № 7-ФЗ1). При этом перечень таких нарушений является открытым, что предполагает отсутствие ограничений на применение санкций.

Например, отнесение водных объектов к объектам рыбохозяйственного значения высшей категории влечет за собой установление водоохранной зоны (прибрежной защитной полосы) шириной 200 метров, на которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Так, в соответствии с частью 15 статьи 65 ВК РФ5 в границах водоохранных зон запрещаются:

▸ размещение объектов размещения отходов производства и потребления;

▸ движение и стоянка транспортных средств;

▸ сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

Присвоение высшей рыбохозяйственной категории влечет за собой ряд дополнительных ограничений.

Возможность проектирования, строительства новых хозяйственных объектов и эксплуатация уже построенных в границах водоохранных зон допускается только при условии строительства дорогостоящих сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от негативного воздействия (часть 16 статьи 65 ВК РФ5). Данное условие увеличивает капиталоемкость любого проекта, реализуемого в границах водоохранных зон. Невыполнение этого требования также влечет за собой риск приостановления либо запрета деятельности в судебном порядке.

Возможны административные штрафы, предписания, иски о понуждении к исполнению предписаний, а также привлечение по статьям 250 и 259 УК РФ6.

Иски о приостановлении (запрете) деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, вправе подавать как органы прокуратуры, так и органы государственной власти.

Возможность изменения рыбохозяйственной категории водного объекта

Перед тем как принимать решение об изменении категории или исключении водного объекта из рыбохозяйственного реестра, важно проанализировать следующие вопросы:

  • будут ли иметь место изложенные ранее риски в случае понижения категории;
  • возможно ли решить проблему с изменением категории единожды и впоследствии избежать повышения категории;
  • каковы различия в последствиях для предприятия при первой и второй категории объекта;
  • имеют ли место основания для полного исключения объекта из рыбохозяйственного реестра;
  • проводился ли государственный мониторинг при установлении категории?

После анализа можно подготовить и направить заявление в уполномоченный орган об изменении категории водного объекта (либо о его исключении из государственного рыбохозяйственного реестра) по причине отсутствия надлежащего государственного мониторинга водных объектов.

При положительном решении вносятся изменения в рыбохозяйственный реестр.

При отказе необходимо подготовиться к длительному судебному разбирательству с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) государственного органа, что выразилось в отказе изменить категорию водного объекта (либо исключить объект из рыбохозяйственного реестра).

В рамках рассмотрения заявления можно ходатайствовать перед судом о проведении экспертиз, чтобы установить следующие обстоятельства:

  • является ли водный объект местами размножения, зимовки, массового нагула, путей миграций, искусственного воспроизводства особо ценных и ценных видов водных биоресурсов;
  • возможна ли утрата мест размножения, зимовки, нагула, путей миграции водных биологических ресурсов, обитающих в водном объекте;
  • имеется ли изменение их видового состава;
  • наносит ли ущерб хозяйственная деятельность гидрохимическим и гидробиологическим характеристикам водного объекта, имеющего гидравлическую связь со спорными водными объектами.

Для установления названных обстоятельств в рамках подготовки к судебному процессу целесообразно заручиться дополнительными доказательствами (исследованиями, заключениями), по возможности привлечь специалистов для оценки перспектив такого дела.

При отсутствии государственного мониторинга в деле (по разным причинам) возможно проведение так называемого внегосударственного (самостоятельного) мониторинга. Для этого следует руководствоваться постановлением № 2061, в соответствии с которым можно пересмотреть категорию водного объекта рыбохозяйственного значения при условии изменения видового состава водных биологических ресурсов, а также появления или утраты мест их размножения, зимовки, нагула, путей миграции.

По результатам проведения мониторинга с привлечением ведущих научно-исследовательских институтов можно получить заключение об отсутствии определенного видового состава водных биологических ресурсов в водном объекте. Это позволит получить обоснованное решение суда о признании оспариваемого бездействия незаконным и о возложении на государственный орган обязанности изменить рыбохозяйственную категорию водного объекта (к примеру, с высшей на первую — в зависимости от результатов мониторинга) либо исключить водный объект из государственного рыбохозяйственного реестра.

Стоит обратить внимание, что судебная практика по данному вопросу до введения в действие постановления № 2062 сформировалась не в пользу природопользователей.

Учалинский ГОК, например, дважды неудачно пытался оспорить решение Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о включении водного объекта в рыбохозяйственный реестр (дело № А55−25 031/2016 и дело А40−118 618/2016).

С учетом постановления № 2062 судебных решений еще нет, поэтому исключение рисков представляется возможным через экспертную и правовую оценку конкретной ситуации, в том числе оценки негативных последствий для предприятия, вызванных присвоением категории.

Предположительно, вся процедура займет не менее года и потребует привлечения разного рода специалистов.

Выводы

Для водопользователей последствия изменения рыбохозяйственной категории используемого водного объекта в сторону повышения могут быть весьма чувствительными — как с точки зрения финансовых затрат, так и с точки зрения возможных санкций.

Вступившее в силу в марте этого года постановление № 2061 открывает новые возможности для обращения в уполномоченные органы в целях понижения категории водного объекта либо его исключения из рыбохозяйственного реестра.

Документы

  1. Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 206 «Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения».
  2. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
  3. Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 № 601 «О государственном рыбохозяйственном реестре» (вместе с Правилами ведения государственного рыбохозяйственного реестра).
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  5. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
  6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ.