Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов во главе с Сергеем Мироновым, внесен в Госдуму. Он предусматривает включение в ст. 53.4 Лесного кодекса нормы, запрещающей прекращение или приостановку работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров, в том числе при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях превышения предполагаемых затрат на тушение лесного пожара над прогнозируемым ущербом, который может быть им причинен.

По действующим Правилам тушения лесных пожаров, утвержденным приказом Минприроды России от 8.07.2014 № 313, прекращение или приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров допускается при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики при превышении затрат над ущербом. Это возможно на основании решения специальной Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа власти субъекта РФ (п 8.1 указанного приказа).

Авторы инициативы считают, что такая норма позволяет региональным властям игнорировать очаги возгорания в зонах контроля лесных пожаров. «Но только чиновники регулярно ошибаются в своих расчетах. По официальным данным, ущерб от лесных пожаров за прошлый год составил 15 млрд руб. По экспертным оценкам, сумма втрое выше. При своевременном тушении этих потерь можно было избежать», — считает Сергей Миронов. Он уверен, что закрепление в кодексе прямого запрета приведет к уменьшению бюджетных расходов, так как «предотвращать пожары проще и дешевле, нежели ликвидировать последствия, восстанавливать миллионы гектаров леса и выплачивать компенсации пострадавшим».

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Кроме того, вчера Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал перечень поручений по итогам совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа. В их числе — подготовка предложений по:

  • выделению МЧС России, Минобороны России и субъектам РФ средств резервного фонда Правительства РФ для покрытия расходов на тушение лесных пожаров;
  • совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов лесной охраны, в том числе установления зон контроля лесных пожаров;
  • созданию специализированного лесопожарного центра для мониторинга, профилактики и принятия оперативных мер по тушению пожаров;
  • увеличению численности государственных лесных инспекторов до нормативного уровня;
  • усилению научного и кадрового обеспечения деятельности по лесной охране;
  • повышению эффективности борьбы с лесными пожарами, обеспечению пожарной безопасности в лесах, уточнению полномочий региональных властей в данных вопросах, финансовому обеспечению их деятельности и т. д.

Отдельные рекомендации даны высшим должностным лицам и органам исполнительной власти субъектов РФ. Они касаются, в частности, обеспечения оперативного информирования населения, экспертного и экологического сообществ об угрозе лесных пожаров, их последствиях и о принимаемых мерах по тушению в течение всего пожароопасного сезона.

В свою очередь, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и МВД России поручено провести проверки на предмет выявления намеренного создания лесных пожаров в целях сокрытия незаконной заготовки древесины. А МЧС России и Рослесхозу совместно с региональными и местными властями и организациями-лесопользователями — обеспечить контроль за соблюдением пожарной безопасности и наличием необходимой специализированной лесопожарной техники возле населенных пунктов.