Государство предлагает различные механизмы для экономического стимулирования реализации природоохранных мероприятий. Обратим внимание на те меры, которые поддерживают инвестиции на федеральном и региональном уровне, на специальные инструменты развития поддержки и взаимодействия государства с инвестором.

В послании Федеральному Собранию РФ 2019 года Президент РФ В.В.Путин назвал решение проблем в  сфере экологии одной из приоритетных задач для промышленности и  науки.

Ранее необходимость решения экологических проблем была отражена Президентом РФ в Указе от 07.05.2017 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», во исполнение которого разработан и реализуется национальный проект «Экология», а также Правительством РФ, которое утвердило Стратегию экологической безопасности РФ на период до 2025 года, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Выполнение поставленных задач связано с обеспечением ресурсосбережения, экологической безопасности, рациональным использованием природных ресурсов, а также с экологизацией общественного производства и всей социальной деятельности. Для достижения этого в первую очередь необходимо выстраивание конструктивного диалога между государством и бизнес-сообществом. В результате такого диалога может сформироваться обоюдовыгодная и сбалансированная модель взаимодействия, которая исключит возможность неэффективного использования инвестиционных возможностей.

Рассмотрим далее основные механизмы экономического стимулирования приоритетных направлений хозяйственной деятельности, выработанные государством для построения конструктивного «экологического диалога».

Один из таких инструментов — государственная поддержка на федеральном и региональном уровнях инвестиционной деятельности в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (рисунок 1).

Рисунок 1. Механизмы экономического стимулирования, применяемые на федеральном и региональном уровнях
В соответствии с законодательством на федеральном уровне государственная поддержка инвестиционной деятельности при реализации природоохранных мероприятий предусматривает:

  • налоговые льготы, которые являются сегодня важной составляющей политики государства в сфере развития приоритетных отраслей промышленности;
  • компенсацию расходов, направленных на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок, в том числе на развитие технологий в природоохранной области;
  • инвестиционные налоговые кредиты;
  • льготные условия пользования землей, предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов с правом последующего перехода права собственности на эксплуатируемые земельные участки;
  • программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в рамках реализации федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;
  • государственные гарантии РФ по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов;
  • применение «зеленого тарифа» в сфере электроэнергетики;
  • выпуск «зеленых» облигаций;
  • субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности на региональном уровне выражена в виде следующих преференций:

  • предоставление субсидий на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта, и (или) по их подключению (технологическому присоединению) к инженерным системам электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
  • возмещение части лизинговых платежей;
  • возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования;
  • освобождение от уплаты транспортного налога;
  • поддержка производств, ориентированных на экспорт;
  • поддержка (поручительство) гарантийных фондов, которые создаются органами исполнительной власти субъекта РФ, финансируются из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета и действуют (предоставляют поручительство) исключительно на территории того субъекта РФ, где созданы.

Кроме перечисленных видов государственной поддержки финансового характера, возможны также нефинансовые государственные преференции.

Так, наиболее популярный нефинансовый инструмент государственной поддержки инвестиционной деятельности — создание экологических технологических и индустриальных парков, особых экономических зон регионального уровня, а также территорий опережающего социально-экономического развития.

Государственная поддержка может иметь и нефинансовый характер — например, создание экологических технологических и индустриальных парков.

Относительно новый механизм экономического регулирования, действующий с 2016 года, — расширенная ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов (РОП). Этот механизм предполагает, что производитель и импортер товаров принимают на себя финансовую ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. РОП реализуется или путем самостоятельного выполнения импортерами и производителями товаров нормативов утилизации, или заключением договоров с предприятиями-переработчиками отходов, или уплатой экологического сбора.

При этом отметим, что в основу механизма РОП заложен принцип экономического стимулирования непосредственно утилизации, а не уплаты экологического сбора. Очевидно, что нормативы утилизации будут пересматриваться только в сторону увеличения и соответственно платить экологический сбор будет невыгодно, а вот утилизировать самостоятельно либо заключать договоры на утилизацию с переработчиками отходов станет и экономически, и экологически целесообразно.

Кроме механизмов государственной поддержки инвестиций, государством созданы специальные инструменты поддержки инвестиционных проектов в виде институтов развития и всевозможных фондов (рисунок 2).

Рисунок 2. Примеры фондов и институтов развития, оказывающих поддержку экономического характера
Например, к ним относятся государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», Фонд развития промышленности, отраслевая компания в сфере обращения с отходами — Публично-правовая компания (ППК) «Российский экологический оператор».

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» в соответствии со своим уставом призвана способствовать долгосрочному экономическому развитию России. Она занимается финансированием масштабных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, укрепление технологического потенциала и повышение качества жизни людей, в первую очередь за счет внедрения высокоэффективных технологий и поддержки экспорта.

Фонд развития промышленности, подведомственный Минпромторгу России, предоставляет возможности получения льготных займов в соответствии с установленными программами, участия в лизинговых проектах, выступает как оператор при заключении специальных инвестиционных контрактов и предоставляет гарантии и поручительства.

ППК «Российский экологический оператор» создана в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), обеспечения управления указанной системой, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот. Этой компании для финансовой поддержки отрасли обращения с ТКО, например, предложена программа по льготному лизингу (рисунок 3).

Рисунок 3. Основные функции и задачи фондов и институтов развития
При рассмотрении государственной поддержки инвестиционной деятельности следует также отметить наличие одного из самых значимых специальных инструментов взаимодействия государства с инвестором, а именно заключение инвестиционного соглашения, концессионного соглашения в рамках государственно-частного партнерства, а также специального инвестиционного контракта (СПИК). Последний является комплексным инструментом промышленной политики, направленным на привлечение инвестиций в производство на территории России.

В целях совершенствования механизма СПИК Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике» (СПИК 2.0). Предлагается в том числе увеличить срок действия СПИК и минимальный объем инвестиций, а также предусмотреть возможность участия в проекте нескольких инвесторов.

Рассмотренные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности при реализации природоохранных мероприятий, их сочетание создают благоприятные условия для выстраивания конструктивного «эколого-экономического диалога» между государством и промышленными предприятиями, организациями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, водопользования, очистки промышленных выбросов.

Подробное описание каждого вида государственной поддержки инвестиционной деятельности в области охраны окружающей среды, условия предоставления государственных преференций, а также обзор правоприменительной практики станут темами следующих статей в новой авторской рубрике АНО «Равноправие» — «Экономика охраны окружающей среды».