Вопрос: Предприятие существует с 2000 г. СЗЗ никогда не устанавливалась. Скажите, пожалуйста, сколько дней необходимо производить замеры атмосферного воздуха действующему предприятию для установления СЗЗ? И необходимо ли проводить экспертизу результатов таких исследований (измерений). Экспертизу на проект получили.

Ответ: Согласно Постановлению Правительства РФ от 3.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (с изменениями и дополнениями), «санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования».

Подробнее о том, какие объекты считаются источниками воздействия на среду обитания человека, сказано в СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция): «источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ».

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Таким образом, для подтверждения факта, что у предприятия есть необходимость установления санитарно-защитной зоны или что такой необходимости нет, требуется провести инструментальные замеры и/или расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от источников на предприятии и расчет шумовых характеристик от объекта в целом. На данный момент, проводится экспертиза подобных расчетов для предприятий с выдачей экспертного заключения, подтверждающего факт соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, о чем четко оговаривается в Постановлении Правительства РФ от 3.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»:

«7. В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны.

8. Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации".

К сожалению, действующего нормативно-правового акта, регламентирующего порядок определения точек контроля за загрязнением атмосферного воздуха, не существует. Более того, в каждом регионе такие «рекомендации» дает орган санитарного контроля, куда по итогу и будут переданы документы с результатами проведенных анализов для экспертизы. При попытке у них уточнить, на какой документ ссылаться, устанавливая эти самые точки контроля, ответа они не дают, но могут «подсказать» минимальное количество точек и общие рекомендации по типу «не менее 8 точек, расположенных по сторонам света: с, св, в, юв, ю и т. д.).

О количестве измерений немного размыто говорится в СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция):

«4.5. Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при:

— объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V класса опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений".

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ! В 2018 году был разработан ПРОЕКТ Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)» (подготовлен Роспотребнадзором 22.05.2018). Этот приказ так и не был утвержден, хотя в нем прописаны довольно подробные предложения по данному вопросу.

Ссылаться на данный документ по понятным причинам нельзя, но использовать пункты приказа как советы вполне допустимо.

Например, там оговаривается:

«Контрольные точки выбираются исходя из следующих критериев:

— в направлении минимального расстояния до нормируемых территорий (жилая, охранная зоны);

— в направлении максимальных уровней химического, физического воздействия объекта, групп объектов на среду обитания и здоровье человека и критериев риска для здоровья населения исходя из расчетных показателей.

2.1.2. Периодичность и объем наблюдений определяют с учетом класса опасности объекта по санитарной классификации:

— для объектов I и II классов опасности по санитарной классификации отбор проб химических и биологических примесей необходимо проводить в течение не менее 50 дней исследований по каждому веществу в каждой точке. Результаты исследований должны обеспечивать корректную оценку острого и хронического риска для здоровья;

— для объектов III — IV классов опасности по санитарной классификации отборы проб химических и биологических веществ необходимо проводить в течение не менее 30 дней по каждому веществу в каждой точке.

— для объектов V класса опасности по санитарной классификации необходимо проводить в течение не менее 10 дней исследований по каждому веществу в каждой точке.

Необходимый объем исследований (измерений) загрязнения атмосферного воздуха определяется исходя из требований РД 52.04.186−89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» и ГОСТ 17.2.3.01−86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов»".

По опыту работы разработчиком проектной документации от себя добавлю такие рекомендации расположения точек контроля:

— забор производится с внешней стороны ограждения, на высоте от 1,5 до 3 м от уровня земли;

— количество контрольных точек — не менее 8, расположенных по сторонам света (север, северо-восток, восток и далее);

— дополнительные точки (если требуется) со стороны максимально близкого раположения охранной или жилой зон;

— дополнительные точки (если требуется) со сторон максимально близкого расположения источников выбросов к границе площадки (например, сварочный пост расположен у ограждения предприятия с северо-северо-запада);

— если протяженность границ очень большая, можно поставить точки контроля по принципу равноудаленности (например каждые 300 м вдоль ограждения).

Еще раз напоминаю, нет нормативно-правовых документов, регулирующих этот вопрос, но слишком малое количество точек или очевидно нелогичное их расположение (например, 2 точки: на севере и северо-востоке) могут спровоцировать отказ в согласовании документов или получении положительного экспертного заключения.