Минэкономики направило в правительство очередную версию законопроекта о регулировании выбросов парниковых газов (ПГ). Документ, разработка которого ведется уже почти два года, предлагает введение обязательной углеродной отчетности для крупных эмитентов, а также возможность введения прочих мер регулирования выбросов на выбор правительства. Среди них — целевые показатели для предприятий, сборы (штрафы) за превышение объемов выбросов, запуск механизма углеродной торговли или поддержки проектов по снижению выбросов. РСПП продолжает критиковать внесенный законопроект.

О внесении новой версии законопроекта в правительство на Климатическом форуме городов в Москве на минувшей неделе объявила замглавы профильного департамента Минэкономики Лариса Корепанова. Документ предполагает пока только введение обязательного мониторинга и отчетности по выбросам ПГ для крупных эмитентов, выбрасывающих более 150 тыс. тонн СО2-эквивалента в год, а также пятилетнего моратория на любые изменения госрегулирования. По его истечении законопроект наделяет Белый дом правом отдельными решениями вводить механизмы углеродного регулирования, в том числе нормирования (целевых показателей выбросов для предприятий), сборов (штрафов) за их превышение, а также обращения углеродных единиц (углеродной торговли). Средства штрафов должны направляться в спецфонд для поддержки проектов компаний по снижению выбросов.

Глава департамента энергоэффективности и экологии Минэкономики Дмитрий Денисов называет доработанную версию проекта «взвешенной, не создающей фискальной нагрузки на бизнес». «Правительство через пять лет сможет запустить максимально гибкую систему регулирования или не запускать ее при отсутствии необходимых обоснований. Меры регулирования также могут быть введены в отношении лишь части выбросов, или одной группы отраслей, или одного вида топлива», — размышляет он.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

«Усилия других стран в области снижения выбросов и развития возобновляемой энергетики могут ударить по нашему экспорту, прежде всего неуглеродному, но и по экспорту углеводородов, поэтому РФ необходимо присоединиться к числу стран, вводящих систему углеродного регулирования. Основная задача для нас — обеспечение экономического роста в условиях низкоуглеродного развития», — поясняет Денисов. Руководитель департамента мировой экономики ВШЭ Игорь Макаров также отмечает, что наличие углеродного регулирования в стране наряду с ратификацией Парижского соглашения — одно из важных условий для того, чтобы для России не вводились пограничные углеродные барьеры, которые могут войти в инструментарий торговой политики в ближайшие годы.

РСПП называет документ «тупиковым» — по мнению союза, основные разногласия не сняты, его надо вновь обсудить и отправить на оценку регулирующего воздействия.