Насколько достоверна информация о массе выбросов, которая широко используется Минприроды России и Росприроднадзором для поддержки управленческих решений?

Информация о массе выбросов загрязняющих веществ — это основа для поддержки управленческих решений, поскольку чтобы управлять, надо знать. При инвентаризации определяются стационарные источники, перечень и максимальная масса выбрасываемых веществ, при нормировании для каждого источника выброса устанавливается норматив допустимого выброса. Фактическая масса выбросов должна определяться на основании данных первичной отчетности в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии со статьей 30 Закона № 96-ФЗ1 юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. Однако порядок такого учета уже пять лет как отсутствует.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

В 1980 году был принят Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха»2, во исполнение которого приказом ЦСУ СССР3 были утверждены формы первичной учетной документации по охране воздушного бассейна:

▸форма ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»;
▸форма ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»;
▸форма ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».

Форма ПОД-1 — первичный документ учета источников загрязнения и их характеристик по участку или цеху предприятия. На каждый источник выбросов отводится отдельный лист, на каждое выбрасываемое вещество — отдельная строка. Журнал заполняется в сроки, определяемые заводскими инструкциями.

Форма ПОД-2 — первичный документ учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. Журнал заполняется не реже одного раза в квартал.

Форма ПОД-3 — первичный документ учета отработанного времени по каждой газоочистной и (или) пылеулавливающей установке на предприятии. На каждую установку отводится отдельный лист. Журнал заполняется ежедневно.

На основании данных форм первичной учетной документации должна была заполняться форма статистической отчетности № 2-ТП (воздух).

Поскольку формы первичной учетной документации были введены задолго до появления экологов предприятий, то их заполнение первоначально было возложено на мастеров участков, а обобщение и заполнение форм статистической отчетности — на службы главного механика или главного энергетика. С учетом того что на крупном предприятии — несколько тысяч источников, это был единственный способ получить более-менее достоверную информацию о фактической массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от каждого источника и предприятия в целом.

Приказом Минюста России от 20.03.2014 № 334 был утвержден Перечень правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений, подлежащих инкорпорации в законодательство РФ. В этом перечне был и приказ ЦСУ СССР3, однако Росстат по согласованию с Минприроды России принял решение не инкорпорировать, а отменить его — приказом Росстата5 приказ ЦСУ СССР, утвердивший формы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, был признан недействующим на территории РФ. Об этом Росприроднадзор известил всех заинтересованных лиц письмом от 30.06.20146.

Приказом Росстата от 08.11.2018 № 6617 утвержден статистический инструментарий для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха. Согласно пункту 13 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, отчет должен составляться на основании данных первичного учета, которые отменены с 11 июня 2014 года. В качестве первичной учетной документации также допускается использование отраслевых форм и указаний, согласованных в установленном порядке. Однако такой порядок в настоящее время не установлен.

На практике отмена первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха привела к тому, что данные в формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) стали брать из проектов ПДВ. Но разработчики в проектах ПДВ всегда стараются привести завышенные данные, чтобы гарантированно уложиться в норматив. Поэтому данные статистической отчетности о массе выбрасываемых загрязняющих веществ при отсутствии первичной учетной документации вызывают большое сомнение.

Кроме того, есть еще одно обстоятельство, ограничивающее использование этих данных. Росстат постоянно совершенствует как формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух), так и порядок их заполнения (таблица). Поэтому для сравнения годовых данных о массе выбросов необходимо анализировать внесенные в формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) изменения.

Таблица. Наличие изменений в формах федерального статистического наблюдения

Форма Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
2-ТП (воздух) + + + + + - + + + +
2-ТП (водхоз) + + - + - - - - - -

Примечание. Знак «+» — изменения вносились, знак «-» — не вносились.
Информация по форме № 2-ТП (водхоз) приведена для сравнения.

Непонятно, как страна может жить без данных первичного учета? На основании этих данных заполняются не только формы федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха № 2-ТП (воздух), но и декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В государственном докладе все выводы делаются на основании сведений из формы № 2-ТП (воздух), а верить этим выводам, получается, нельзя?

Участники семинара «Актуальные вопросы природоохранного законодательства», в работе которого в мае 2018 года приняли участие более 200 человек, обратились к министру природных ресурсов и экологии РФ Д. Н. Кобылкину с просьбой о рассмотрении представленных предложений (были опубликованы в журнале «Экология производства», 2018, № 7). Одно из предложений — разработать и ввести в действие формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха. В ответном письме Минприроды России от 16.08.2018 говорится, что предложения участников семинара будут рассмотрены. Однако прошел год, но движения нет.

Между тем у министерства есть опыт внедрения Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод, утвержденного приказом от 08.07.2009 № 2058. Этим приказом введены:

▸форма № 1.1; 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений»;
▸форма № 1.3; 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;
▸форма № 1.5; 1.6 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами».

В рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух» Минприроды России и Росприроднадзор требуют от крупных предприятий, расположенных в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите, снизить выбросы на 20−22% к уровню 2017 года. Между тем, если этим предприятиям ввести систему первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха, то может оказаться, что они эти требования уже выполнили. И тогда Минприроды России и Росприроднадзор cмогут заняться улучшением качества атмосферного воздуха не вообще, а на селитебной территории перечисленных городов. Например, по алгоритму, предложенному автором статьи в № 6 журнала за этот год*.

* Сорокин Н. Д. Квотирование выбросов при внедрении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха // Экология производства. 2019. № 6. С. 78−84.

Выводы

В России разрушена система первичной отчетности в области охраны атмосферного воздуха, на основании которой должна формироваться информация о массе выбросов загрязняющих веществ.

Отмена первичной учетной документации по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 привела к тому, что данные для заполнения статистической формы № 2-ТП (воздух) экологи стали брать из проектов ПДВ, где эти данные нередко завышены в интересах предприятий.

В результате Минприроды России и Росприроднадзор широко используют для поддержки управленческих решений некорректную информацию.

Документы

  1. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  2. Закон СССР от 25.06.1980 № 2353-Х «Об охране атмосферного воздуха».
  3. Приказ ЦСУ СССР от 09.06.1981 № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна».
  4. Приказ Минюста России от 20.03.2014 № 33 «Об утверждении Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации на 2014 год и Перечня правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений, подлежащих инкорпорации в законодательство Российской Федерации в 2014 году».
  5. Приказ Росстата от 11.06.2014 № 430 «О признании недействующим на территории Российской Федерации приказа Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 года № 329 „Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна“».
  6. Письмо Росприроднадзора от 30.06.2014 № ВК-03−01−36/9807 «О признании недействующим на территории Российской Федерации приказа Центрального статистического управления СССР от 09.06.81 № 329».
  7. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
  8. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».