Насколько достоверна информация о массе выбросов, которая широко используется Минприроды России и Росприроднадзором для поддержки управленческих решений?
Информация о массе выбросов загрязняющих веществ — это основа для поддержки управленческих решений, поскольку чтобы управлять, надо знать. При инвентаризации определяются стационарные источники, перечень и максимальная масса выбрасываемых веществ, при нормировании для каждого источника выброса устанавливается норматив допустимого выброса. Фактическая масса выбросов должна определяться на основании данных первичной отчетности в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии со статьей 30 Закона № 96-ФЗ1 юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. Однако порядок такого учета уже пять лет как отсутствует.
В 1980 году был принят Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха»2, во исполнение которого приказом ЦСУ СССР3 были утверждены формы первичной учетной документации по охране воздушного бассейна:
▸форма ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»;
▸форма ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»;
▸форма ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».
Форма ПОД-1 — первичный документ учета источников загрязнения и их характеристик по участку или цеху предприятия. На каждый источник выбросов отводится отдельный лист, на каждое выбрасываемое вещество — отдельная строка. Журнал заполняется в сроки, определяемые заводскими инструкциями.
Форма ПОД-2 — первичный документ учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. Журнал заполняется не реже одного раза в квартал.
Форма ПОД-3 — первичный документ учета отработанного времени по каждой газоочистной и (или) пылеулавливающей установке на предприятии. На каждую установку отводится отдельный лист. Журнал заполняется ежедневно.
На основании данных форм первичной учетной документации должна была заполняться форма статистической отчетности № 2-ТП (воздух).
Поскольку формы первичной учетной документации были введены задолго до появления экологов предприятий, то их заполнение первоначально было возложено на мастеров участков, а обобщение и заполнение форм статистической отчетности — на службы главного механика или главного энергетика. С учетом того что на крупном предприятии — несколько тысяч источников, это был единственный способ получить более-менее достоверную информацию о фактической массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от каждого источника и предприятия в целом.
Приказом Минюста России
Приказом Росстата
На практике отмена первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха привела к тому, что данные в формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) стали брать из проектов ПДВ. Но разработчики в проектах ПДВ всегда стараются привести завышенные данные, чтобы гарантированно уложиться в норматив. Поэтому данные статистической отчетности о массе выбрасываемых загрязняющих веществ при отсутствии первичной учетной документации вызывают большое сомнение.
Кроме того, есть еще одно обстоятельство, ограничивающее использование этих данных. Росстат постоянно совершенствует как формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух), так и порядок их заполнения (таблица). Поэтому для сравнения годовых данных о массе выбросов необходимо анализировать внесенные в формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) изменения.
Таблица. Наличие изменений в формах федерального статистического наблюдения
Форма | Год | |||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
2-ТП (воздух) | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
2-ТП (водхоз) | + | + | - | + | - | - | - | - | - | - |
Примечание. Знак «+» — изменения вносились, знак «-» — не вносились.
Информация по форме № 2-ТП (водхоз) приведена для сравнения.
Непонятно, как страна может жить без данных первичного учета? На основании этих данных заполняются не только формы федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха № 2-ТП (воздух), но и декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В государственном докладе все выводы делаются на основании сведений из формы № 2-ТП (воздух), а верить этим выводам, получается, нельзя?
Участники семинара «Актуальные вопросы природоохранного законодательства», в работе которого в мае 2018 года приняли участие более 200 человек, обратились к министру природных ресурсов и экологии РФ Д. Н. Кобылкину с просьбой о рассмотрении представленных предложений (были опубликованы в журнале «Экология производства», 2018, № 7). Одно из предложений — разработать и ввести в действие формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха. В ответном письме Минприроды России
Между тем у министерства есть опыт внедрения Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод, утвержденного приказом
▸форма № 1.1; 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений»;
▸форма № 1.3; 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;
▸форма № 1.5; 1.6 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами».
В рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух» Минприроды России и Росприроднадзор требуют от крупных предприятий, расположенных в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите, снизить выбросы на 20−22% к уровню 2017 года. Между тем, если этим предприятиям ввести систему первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха, то может оказаться, что они эти требования уже выполнили. И тогда Минприроды России и Росприроднадзор cмогут заняться улучшением качества атмосферного воздуха не вообще, а на селитебной территории перечисленных городов. Например, по алгоритму, предложенному автором статьи в № 6 журнала за этот год*.
* Сорокин Н. Д. Квотирование выбросов при внедрении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха // Экология производства. 2019. № 6. С. 78−84.
Выводы
В России разрушена система первичной отчетности в области охраны атмосферного воздуха, на основании которой должна формироваться информация о массе выбросов загрязняющих веществ.
Отмена первичной учетной документации по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 привела к тому, что данные для заполнения статистической формы № 2-ТП (воздух) экологи стали брать из проектов ПДВ, где эти данные нередко завышены в интересах предприятий.
В результате Минприроды России и Росприроднадзор широко используют для поддержки управленческих решений некорректную информацию.
Документы
- Федеральный закон
от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». - Закон СССР
от 25.06.1980 № 2353-Х «Об охране атмосферного воздуха». - Приказ ЦСУ СССР
от 09.06.1981 № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна». - Приказ Минюста России
от 20.03.2014 № 33 «Об утверждении Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации на 2014 год и Перечня правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений, подлежащих инкорпорации в законодательство Российской Федерации в 2014 году». - Приказ Росстата
от 11.06.2014 № 430 «О признании недействующим на территории Российской Федерации приказа Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 года № 329 „Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна“». - Письмо Росприроднадзора
от 30.06.2014 № ВК-03−01−36/9807 «О признании недействующим на территории Российской Федерации приказа Центрального статистического управления СССРот 09.06.81 № 329». - Приказ Росстата
от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха». - Приказ Минприроды России
от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».