Каждому предприятию приходится решать, как организовать накопление отходов на своей территории. Расскажем, какие предъявляются требования к обустройству мест накопления и к временному хранению отдельных видов отходов.

Согласно Закону № 89-ФЗ1, отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Словарь

Накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).

Из статьи 1 Закона № 89-ФЗ

Отдельная группа отходов — твердые коммунальные отходы (ТКО), образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В том числе это товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования, отходы от использования товаров, образовавшиеся после утраты ими и упаковкой полностью или частично своих потребительских свойств.

К ТКО также относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

По Закону № 89-ФЗ накопление отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ограничено сроком — не более 11 месяцев.

Накопление отходов допускается только в определенных местах (на площадках), которые организованы для этой цели и соответствуют требованиям нормативных документов. Накапливаемы отходы раздельно складируются по видам отходов и группам, по группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места накопления отходов должны быть обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основные требования к местам накопления отходов на предприятии

Прежде всего обратимся к СанПиН 2.1.7.1322−032 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Требования этих правил адресованы юридическим и физическим лицам, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Цель документа — снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления путем предупреждения их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования.

Временное накопление каждого вида отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестандартных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
  • на открытых приспособленных для хранения отходов площадках.

Согласно СанПиН 2.1.7.1322−032, накопление и временное хранение промотходов на производственной территории должны осуществляться по цеховому принципу или централизованно.

Условия сбора и накопления отходов зависят от класса опасности отходов, способа упаковки, агрегатного состояния и надежности тары.

Конкретные требования к местам временного накопления отходов можно найти в региональных документах.

Для примера заглянем в постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП3, которое конкретизирует все предписания СанПиН 2.1.7.1322−03.

Согласно указанному постановлению, для хранения отходов I-III классов опасности в зависимости от их свойств необходимо использовать закрытую или герметичную тару:

  • металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
  • металлические или пластиковые бочки, цистерны, баки, баллоны, стеклянные емкости и др.;
  • прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.

Отходы производства и потребления IV и V классов опасности могут храниться в открытой таре, при этом не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные вещества.

Временно накапливать твердые отходы IV и V классов опасности в зависимости от их свойств допускается без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку или рассыпание отходов, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, к воздействию атмосферных осадков, перепадов температур и прямых солнечных лучей.

Контейнеры, используемые для хранения отходов производства и потребления, изготавливают из материалов, которые позволяют качественно проводить их очистку и обеззараживание. Емкости для хранения жидких отходов должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешетку. Стенки ящиков и обрешеток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.

Накапливаемые отходы производства и потребления следует складировать таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разливания. При этом должна обеспечиваться доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия, где проводится обезвреживание, переработка или утилизация.

Для временного хранения отходов производства и потребления могут использоваться специально оборудованные открытые и (или) закрытые площадки. Эксплуатация закрытой площадки предусматривается в случае:

  • принадлежности отходов к I-III классам опасности;
  • необходимости создания особых условий хранения, например для сохранения ценных качеств отходов как вторичного сырья;
  • необходимости надежной изоляции отходов от доступа посторонних лиц;
  • сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (в цехах, производственных помещениях).

Для организации закрытых площадок накопления отходов могут использоваться специально предназначенные для этой цели стационарные складские здания, отдельные помещения или выделенные площади внутри складских и (или) производственных, вспомогательных зданий, а также нестационарные складские здания и сооружения.

Открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления представляет собой участок, специально выделенный для временного хранения отходов и оборудованный в соответствии с требованиями экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности.

Согласно СанПиН 2.1.7.1322−032, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки располагают с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
  • поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.);
  • поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
  • по периметру площадки необходимо сделать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с техническими условиями;
  • нельзя допускать поступления загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки.

В упомянутом ранее постановлении Правительства Москвы3 также указывается, что при временном хранении отходов производства и потребления на открытой площадке без тары или в негерметичной таре поверхность отходов должна быть защищена от взаимодействия с дождевыми водами (при необходимости от ветра). Для этого площадку необходимо защитить навесом или использовать брезентовые или другие укрытия.

Временное хранение отходов производства и потребления на открытой площадке не должно приводить к химическому и (или) биологическому загрязнению, а также захламлению почв на прилегающих территориях.

Временно хранить отходы в пределах открытой площадки можно при условии соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и гигиенических нормативов. На открытой площадке могут храниться отходы IV-V классов опасности для окружающей среды или более высокого класса в специальной герметично закрывающейся таре.

Какое же количество отходов можно размещать при накоплении?

Накопление отходов производства и потребления должно осуществляться в условиях, исключающих превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (относительно загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв прилегающих территорий), не должно приводить к нарушению гигиенических нормативов и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории.

Постановление Правительства Москвы3

…предельное количество временного накопления отходов производства и потребления, которое допускается размещать на территории природопользователей, определяется на основе баланса сырья и материалов в соответствии с необходимостью формирования транспортной партии отходов для их вывоза, с учетом компонентного состава отходов, их физических и химических свойств, агрегатного состояния, токсичности и летучести содержащихся вредных компонентов и минимизации их воздействия на окружающую среду…

Рекомендации по организации накопления конкретных видов отходов

Люминесцентные лампы (I класс опасности) необходимо временно хранить в отдельном крытом помещении, недоступном для посторонних, желательно с ровным кафельным либо металлическим полом, в специальных контейнерах, желательно металлических.

Не допускается:

  • хранение ламп под открытым небом, без тары, в мягких картонных коробках, наваленных друг на друга, на грунтовой поверхности;
  • передача ламп в какие-либо сторонние организации, кроме специализированных на переработке данного вида отходов.

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом (II класс опасности) следует хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, в штабелях либо на стеллажах.

Не допускается хранение аккумуляторов под открытым небом, на грунтовой поверхности, их передача в какие-либо сторонние организации, кроме специализированных по переработке данного вида отхода.

Отработанные масла (III класс опасности) накапливаются непосредственно в цехах и должны храниться в металлических или в пластиковых бочках, канистрах, установленных на металлических поддонах. Подразумевается обязательно раздельное хранение различных видов масел (индустриальных, моторных, трансмиссионных и т. д.) в рамках требований перерабатывающих предприятий. Конечное хранение отходов до их сдачи на специализированное предприятие должно осуществляться в специальных цистернах, установленных на площадке с водонепроницаемым покрытием, имеющей бортики, желательно огороженной, обеспеченной удобными подъездными путями. В обязательном порядке предусматривается надежная водонепроницаемая кровля.

Не допускается переполнение емкостей для хранения масла и излитие его на рельеф, попадание воды внутрь таких емкостей.

Металлолом (IV класс опасности) должен храниться на площадке с твердым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями.

Металлическую стружку следует хранить в специальных металлических контейнерах, установленных на площадке с твердым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями. В случае если стружка загрязнена нефтепродуктами, эмульсией и т. п., контейнеры должны быть снабжены крышками.

Отработанные шины и камеры (IV класс опасности) представляют опасность прежде всего как элемент замусоривания территории, поэтому требования к их хранению сводятся к недопущению попадания в окружающую среду. Желательно хранение на огороженной крытой площадке с твердым покрытием, в штабелях либо на стеллажах.

Промасленная ветошь (III или IV класс опасности) накапливается в металлических ящиках с крышкой на удалении от других горючих материалов и источников возможного возгорания (хранение в цехе не должно превышать недельную норму образования). Еженедельно ветошь необходимо убирать из помещения в место хранения (металлический ящик, расположенный на расстоянии от строений с точки зрения противопожарной безопасности) и вывозить на обезвреживание в соответствии с установленным лимитом в специализированную организацию.

Не допускается:

  • поступление промасленной ветоши в контейнеры для других отходов;
  • поступление посторонних предметов в контейнеры для сбора промасленной ветоши.

Особенности обращения с ТКО на предприятии

В состав ТКО входят отходы от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства. Согласно Закону № 458-ФЗ4, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО проводятся в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии со статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором при наличии в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, где образуются такие ТКО.

Накопление ТКО осуществляется в соответствии с Правилами обращения с ТКО5 и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с ФККО6 в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при представлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включаются виды отходов, относящиеся к ТКО. Также к ТКО относятся «Остатки сортировки твердых коммунальных отходов» (код 7 041 119 00 00 0).

Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно постановлению № 11565 в местах (на площадках) накопления ТКО их складирование осуществляется потребителями следующими способами:

  • в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
  • в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Для крупногабаритных отходов должны быть отведены специальные площадки.

Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, предназначенные для других видов отходов, за исключением случаев, установленных региональным законодательством.

Согласно законодательству субъекта РФ, потребители обязаны разделять ТКО по видам и складировать сортированные отходы в отдельных контейнерах. Осуществление такого разделения не требует получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Конструкция контейнеров не должна допускать попадания внутрь атмосферных осадков, проникновения животных (об этом, например, говорится в распоряжении Минприроды Московской области7).

Количество контейнеров, необходимых для накопления ТКО, образуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется исходя из установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с условиями договора с региональным оператором.

В контейнерах, предназначенных для сбора ТКО, запрещается размещать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, жидкие вещества, биологически и химически активные вещества, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские и биологические отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО.

Для установки мусоросборников всех типов должна быть оборудована контейнерная площадка с твердым покрытием, ограниченная бордюром и (или) ограждением, имеющая подъездной путь. Необходимо также предусмотреть возможность стока талых и ливневых вод.

Таким образом, ТКО на предприятии можно размещать только на обустроенных площадках для размещения отходов IV-V классов опасности в отдельных контейнерах, предназначенных для ТКО.

Административная ответственность

Закон № 141-ФЗ8 в этом году внес изменения в КоАП РФ9, которыми, в частности, установлено, что несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 тысяч до 60 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 250 тысяч до 350 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Выводы

Предприятия обязаны выполнять требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемые к накоплению отходов и к местам их временного размещения.

Вдумчивое изучение документов (в том числе региональных) и претворение их требований в жизнь (возможно, с помощью специально разработанной на предприятии инструкции) будет залогом правильной организации накопления отходов. Грамотный подход отразится прежде всего на здоровье работников предприятия.

Документы

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  2. СанПиН 2.1.7.1322−03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80).
  3. Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках».
  4. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641» (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами).
  6. Приказ от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».
  7. Распоряжение Минприроды Московской области от 26.06.2017 № 366-РМ «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Московской области».
  8. Федеральный закон от 17 июня 2019 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
  9. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.