Для оформления заявки на получение комплексного экологического разрешения необходимы технологические нормативы. Их расчет возможен только на основе технологических показателей, установленных для наилучших доступных технологий, и только в отношении маркерных веществ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны до 1 января 2025 года получить комплексное экологическое разрешение (КЭР).
Заявка на получение КЭР включает разработку технологических нормативов — нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели наилучших доступных технологий (НДТ). Правила разработки технологических нормативов утверждены приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 891 (далее — Правила).

Технологические нормативы разрабатываются для объекта, оказывающего негативное воздействие (ОНВ), где реализуются или планируется реализация технологических процессов при производстве продукции, в отношении которых в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (ИТС по НДТ) описаны идентичные технологические процессы, а также установлены технологические показатели.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Технологические показатели — это показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги.

Статья 1 Закона № 7-ФЗ2

Однако в Правилах речь идет исключительно о выбросах и сбросах.

Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов и которые в Правилах названы маркерными веществами. Технологические нормативы устанавливаются КЭР на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей НДТ.

При невозможности соблюдения технологических нормативов к заявке на получение КЭР прилагаются: проект программы повышения экологической эффективности и планируемые временно разрешенные выбросы, сбросы на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.

Технологические нормативы по каждому маркерному веществу для объекта ОНВ определяются как сумма технологических нормативов всех объектов технологического нормирования в составе объекта ОНВ.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ, соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Следовательно, соблюдение технологических нормативов не направлено на соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с Законом № 7-ФЗ технологические показатели НДТ, обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации ИТС по НДТ.

Разработанные ИТС по НДТ введены приказами Росстандарта: 10 — в 2015 году, 13 — в 2016 и 28 — в 2017 году.

Приказами Минприроды России для ряда отраслей на основе ИТС по НДТ утверждены технологические показатели НДТ. Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2019 № 866-р3 утвержден поэтапный график актуализации ИТС по НДТ, что может привести к изменению технологических показателей в ИТС по НДТ и повлечет за собой в этом случае корректировку приказов Минприроды России. А это, в свою очередь, отразится на разработке КЭР для объектов ОНВ.

Существуют определенные противоречия в понимании, что такое «маркерные вещества».

Согласно Правилам1, маркерные вещества — это вещества, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов. В соответствии с Методическими рекомендациями по определению технологии в качестве НДТ, утвержденными приказом Минпромторга России от 31.03.2015 № 6654, для выбросов и сбросов загрязняющих веществ рекомендуется выделять ключевые (маркерные) загрязняющие вещества. Во исполнение этих рекомендаций в большинстве утвержденных Росстандартом ИТС по НДТ содержится перечень маркерных веществ.

Такой подход находится в противоречии с определением маркерного вещества в пункте 2.77 ГОСТ Р 56 828.15−20165: «Маркерное вещество — наиболее значимый для конкретного производства показатель, выбираемый по определенным критериям из группы веществ, внутри которой наблюдается тесная корреляционная взаимосвязь. Особенностью маркерного вещества является то, что с его помощью можно оценить значения всех веществ, входящих в группу».

Таким образом, ГОСТ Р 56 828.15−2016 не устанавливает взаимосвязи между маркерными веществами и технологическими показателями.

В соответствии с Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды от 28.02.2018 № 746, раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать (в числе прочего) показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (маркерных веществ). В план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы. Таким образом, маркерные вещества из ИТС по НДТ могут быть использованы при разработке программы производственного экологического контроля (ПЭК).

Исходя из изложенного, представляется актуальным проанализировать ИТС по НДТ на наличие в них технологических показателей и маркерных веществ, определить, в каких отраслях технологические показатели уже утверждены приказами Минприроды России, на какой год намечена актуализация ИТС по НДТ.

Результаты такого анализа приведены в таблице.

Закон № 7-ФЗ не предусматривает каких-либо исключений, поэтому технологические показатели должны присутствовать во всех ИТС по НДТ. Однако из таблицы видно, что в приложениях 35 справочников приведена информация о технологических показателях, а в 16 справочниках она отсутствует.

Отсутствие технологических показателей в ИТС по НДТ делает невозможным для Минприроды России выпуск приказов об утверждении технологических показателей НДТ, в первую очередь для следующих областей применения НДТ:
▸▸производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона;
▸▸производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот;
▸▸очистка сточных вод при производстве продукции;
▸▸утилизация и обезвреживание отходов;
▸▸горнодобывающая промышленность;
▸▸размещение отходов производства и потребления;
▸▸утилизация и обезвреживание отходов;
▸▸промышленные системы охлаждения;
▸▸очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях;
▸▸обработка поверхностей, предметов или продукции органическими растворителями;
▸▸обработка поверхностей металлов и пластмасс с использованием электролитических или химических процессов;
▸▸убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, побочные продукты животноводства;
▸▸сокращение выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов);
▸▸системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности;
▸▸переработка природного и попутного газа.

В актуализированном в 2019 году ИТС 46−2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)» указано, что в силу специфики технологических процессов технологическим показателем является соблюдение гигиенического норматива качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ. Такой подход не соответствует определению «технологические показатели», приведенному в статье 1 Закона № 7-ФЗ.

Без утвержденных приказами Минприроды России технологических показателей, как того требует Закон № 7-ФЗ, природопользователям невозможно разработать заявку на КЭР для объектов ОНВ перечисленных отраслей. Возможно, что при актуализации ИТС по НДТ технологические показатели будут введены в справочники. Однако график актуализации не связан с такой необходимостью.

Выводы

Отсутствие технологических показателей НДТ, утвержденных приказами Минприроды России, не позволит в ближайшем будущем подготовить заявку на КЭР для объектов ОНВ ряда отраслей.

Актуализация ИТС по НДТ может привести к изменению приведенных в них технологических показателей. Поэтому при разработке заявки на КЭР нужно принимать во внимание такую возможность.

Перечень маркерных веществ, поименованных в ИТС по НДТ, может быть использован при разработке программы ПЭК.

Документы

  1. Приказ Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении правил разработки технологических нормативов».
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2019 № 866-р «Об утверждении поэтапного графика актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».
  4. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 665 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии».
  5. ГОСТ Р 56 828.15−2016. Наилучшие доступные технологии. Термины и определения.
  6. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Документы