Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам сбросом и захоронением в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), других крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов), производится по формуле № 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 (далее — Методика).

В ч. 1 ст. 56 ВК РФ установлено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

В соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (далее — КТМ) под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Согласно ст. 219 КТМ фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.

В ст. 220 КТМ определено, что убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Рассматривая требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, суды обязаны оценивать доказательства по правилам ст. 65 и 71 АПК РФ на наличие всех элементов, необходимых для наступления гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 16, 1064 ГК РФ.

В качестве таких элементов суды рассматривают доказательства фактического загрязнения акватории при затоплении (захоронении) отхода, к примеру плавучего средства, вышедшего из строя, т. е. устанавливают доказательства фактического поступления в экосистему моря загрязняющих веществ, в результате чего произошли негативные изменения экосистемы водного объекта.

Вместе с тем, согласно п. 17 Методики исчисление размера вреда, причиненного водным объектам сбросом и захоронением в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), других крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов), производится по формуле № 5, при применении которой учитываются: коэффициент, отражающий экологические факторы (состояние водных объектов), коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, таксы для исчисления размера вреда от сброса вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты, масса сброшенного вредного (загрязняющего) вещества, тоннаж брошенных судов и плавучих средств, других крупногабаритных отходов.

Анализ указанного пункта Методики позволяет сделать вывод о том, что сам факт нахождения брошенного судна в акватории водного объекта наносит вред указанному компоненту окружающей среды.

Такое мнение отражает и судебная практика, в частности Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 20 марта 2019 г. по делу № А21−4281/2018 установил следующее: «Нахождение в акватории моря выведенного из эксплуатации плавучего средства не способствует нормальному функционированию экологической системы и представляет собой загрязнение (захламление, засорение) водного объекта, что в силу части 1 статьи 69 АПК РФ не подлежит доказыванию».

Согласно п. 2 ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещаются.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее — сброс вредных веществ), — это любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее — суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение.

Указанная норма также содержит определение того, что является загрязнением морской среды, — это привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда водным биоресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления — это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим федеральным законом.

Выведенное из эксплуатации, к примеру в связи с конструктивной гибелью, плавучее средство фактически утрачивает свои потребительские свойства и, следовательно, является отходом — ломом цветных и черных металлов, что относится к опасным отходам III, IV, V классов опасности. Такой объект не входит в состав естественных компонентов экологической системы.

Оставление выведенного из эксплуатации плавучего средства и непринятие мер по его изъятию из акватории влекут причинение вреда компонентам окружающей среды.

Таким образом, факт причинения вреда окружающей среде презюмируется фактом нахождения в водном объекте плавучего средства, пришедшего в негодность.

Отойти от названной презумпции возможно, если можно установить и доказать следующее:

  • отсутствие умысла и случайную гибель;
  • принятие мер по недопущению или предотвращению наступления вреда;
  • отсутствие негативного влияния объекта на экосистему.

Если наличие перечисленных обстоятельств не доказано, при возмещении вреда, причиненного брошенным в акватории плавучим средством, возможно предъявление многомилионного иска о взыскании вреда, рассчитанного в соответствии с Методикой.