Требование

О взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной суммы за негативное воздействие на окружающую среду.

Спор заключается в том, обязан ли заявитель, не имеющий объектов негативного воздействия на окружающую среду, воспользоваться льготами, предоставленными владельцам объектов IV категории, наносящими окружающей среде минимальный вред.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 № 12АП-5839/2019 по делу № А12−35 313/2018

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правомерно согласился с доводами истца, что, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов негативного воздействия на окружающую среду, обязанность по внесению платы за такую деятельность (негативное воздействие на окружающую среду) у них отсутствует.
Если на объекте его деятельности образуются отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, но при этом отсутствуют виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях, он не уплачивает платежи за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за операторов по их обращению и размещению.

Предоставление льготы владельцам объектов IV категории, наносящим окружающей среде минимальный вред, предполагает освобождение от каких-либо платежей и владельцев объектов, не наносящим вред окружающей среде.

Требование

О взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду и неустойки.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 № 01АП-7017/2018 по делу № А38−2502/2018

В отношении требования о взыскании с Учреждения платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде платы за размещение отходов производства и потребления за 2016 год в сумме 146 857 руб. 40 коп. и неустойки за просрочку внесения платы за 2016 год в сумме 13 143 руб. 74 коп. суд апелляционной инстанции установил следующее.

С 01.01.2016 вступили в действие изменения, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, в том числе в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) и Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды).

Пунктом 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды установлено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии со статьей 16.1 Закона об охране окружающей среды и пунктом 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно пункту 2 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории. Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее — Критерии).

Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Из вышеприведенных положений пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды следует, что из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом, законодательством с 01.01.2016 не предусматривается взимание платы за установленные в статье 16 Закона об охране окружающей среды виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.

К указанным объектам согласно пункту 6 части IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

При этом, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но в то же время отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

Схожая позиция изложена в письмах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2016 № АА-03−04−32/20 054, от 14.10.2016 № 0Д-06−01−35/21 270, от 21.02.2017 № АС-06−02−36/3591, от 20.03.2017 № ВС-06−02−29/5525.

Судом по материалам дела установлено, что Учреждение 04.06.2018 направило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл заявку на постановку на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 97).

В письме от 07.06.2018 уполномоченный орган признал, что объекты Учреждения не относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), а являются объектами, не оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 86−87).

В силу прямого указания в Законе об охране окружающей среды Учреждение относится к кругу лиц, с 2016 года не обязанных вносить плату ввиду осуществления деятельности исключительно на объектах, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.

Суд постановил решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.06.2018 по делу № А38−2502/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл — без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.03.2019 № Ф01−638/2019 данное постановление оставлено без изменения.