Вопрос

Планируем провести инвентаризацию источников выбросов в рамках требований Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», но столкнулись с таким моментом, что с 01.01.2019 вносятся изменения в ст. 22 № 96-ФЗ в отношении передвижных источников.

При этом в приказ № 352 изменения вноситься не будут?

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Как быть: нормировать выбросы от автотранспорта или ждать внесения изменений в приказ № 352?

Учитывать весь транспорт, который передвигается по территории предприятия, т. е. сторонний (покупатели продукции, поставщики сырья, мусоровозы и прочие) и собственный транспорт предприятия?

Считать, как и раньше, выбросы от гаражей, стоянок, постов ТО и ТР, передвижение?

Включать эти источники в нормативы?

Считать от передвижных плату за негативное воздействие?

Получается, что всем, у кого есть транспорт, необходимо пересматривать инвентаризацию, нормативы и актуализировать сведения постановки на учет в качестве объекта НВОС?

Но изменения при этом вносятся только в № 96-ФЗ.

Ответ

Если внимательно вчитаться в статью 7 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха», то можно увидеть, что:

— результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха — обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях;

— утверждение методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников предполагается в целях проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;

— органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, т. е. речь идет и о субъектах, не попадающих в обязательном порядке в эксперимент по квотированию.

При этом п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ № 96) излагается в следующей редакции:

«Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения».

При этом в остальные пункты данной статьи изменения НЕ вносятся, и там по-прежнему речь идет ТОЛЬКО об инвентаризации стационарных источников выбросов.

Также данная статья дополняется п. 5 следующего содержания: «Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха».

Далее данный ФЗ дополняется новой статьей 22.1 «Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха», в которой также речь идет о том, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников нужны для проведения сводных расчетов.

П. 1 статьи 30 ФЗ № 96 дополняется абзацем следующего содержания: «представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха».

Исходя из всего выше сказанного, учитывая, что в другие положения закона, в части тех же нормативов выбросов, изменения относительно передвижных источников не вносятся, можно сделать вывод, что проведение инвентаризации передвижных источников осуществляется только по запросу уполномоченного органа субъекта РФ, в котором решили проводить сводный расчет загрязнения атмосферного воздуха.

При этом действующий в настоящее время Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, касается только СТАЦИОНАРНЫХ источников, поэтому в настоящее время провести инвентаризацию передвижных источников в принципе невозможно. Даже если учитывать п. 42 данного Порядка и считать, что хоз. субъекты должны провести корректировку инвентаризации на основании изменения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, связанным c инвентаризацией выбросов, заключающимся в необходимости учета выбросов от передвижных источников, то на это есть срок в один год.

Кроме того, надо будет дождаться корректировки п. 2, п. 3, п. 4 ст. 22 ФЗ 96, порядка инвентаризации, а также утверждения методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (см. по данному вопросу также Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 12−47/22 545 «О необходимости проведения корректировки данных инвентаризации выбросов» — обращаю внимание, что данное письмо не является нормативным правовым актом, обязательным для применения, однако в нем подтверждается необходимость доработки порядка инвентаризации).

При этом текущий проект данной методики (см. https://regulation.gov.ru/projects#npa=95 134) не касается передвижных источников на объектах негативного воздействия: в данном проекте указано, что методика предназначена для расчета величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы) от совокупности передвижных источников, движущихся по автомобильным дорогам. Возможно, будет еще одна методика.

В общем, пока нет порядка инвентаризации передвижных источников, пока нет утвержденных в установленном порядке методик расчета выбросов от них, я бы точно не спешила с корректировкой инвентаризации и добавлением в нее передвижных источников, в настоящее время в рамках действующего законодательства это сделать просто невозможно.

Определение стационарного источника выбросов ФЗ № 195 НЕ меняет.

Таким образом, что касается Ваших вопросов:

1. Изменения вступают в силу с 01.11.2019.

2. Вносить в инвентаризацию по порядку 352 передвижные источники не надо ни в каком виде, в рамках действующего законодательства это невозможно.

3. В нормативы включать не надо, т.к. нормативы устанавливаются только для стационарных источников, в этой части требования законодательства не меняются.

4. Платить за негативное воздействие за передвижные источники не надо, плата по-прежнему вносится только за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 27.12.2018).

5. Актуализировать сведения об объекте негативного воздействия не надо, т.к. согласно подп. «д» п. 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, и форме заявки, утв. Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554, в госреестр и в заявку включаются сведения только (!) о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат.

Документы