Вопрос

Подскажите, как рассчитываются и оформляются нормативы допустимых выбросов для объектов III категории в отношении высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Какой документ необходимо оформить? У нас на корпус (после ремонта) в 2019 г. проведена только инвентаризация выбросов. Есть вещества I и II класса. Что нам дальше делать?

Ответ

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов для объектов III категории: рассчитываются, но не устанавливаются?

Напомним, что, по общему правилу, согласно п. 4 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды»:

нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Следует отметить, что ФЗ «Об охране окружающей среды», равно как и ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», не содержат положений, прямо устанавливающих обязанность лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, производить расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Однако косвенно указанная обязанность установлена именно пунктом 4 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Какие правила применяются к расчету нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов для объектов III категории?

Каким образом устанавливаются указанные нормативы (в случае наличия такой необходимости)?

Эти и другие смежные вопросы сегодня стоят перед хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах III категорий.

В настоящее время отсутствуют подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:

1) специальный порядок расчета для объектов III категории нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);

2) специальные требования к порядку и особенностям оформления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), рассчитываемых для объектов III категории;

3) необходимость согласования, утверждения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), рассчитываемых для объектов III категории;

4) необходимость наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии рассчитываемых для объектов III категории нормативов допустимых выбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);

Также законодательством не предусмотрен порядок установления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), рассчитываемых для объектов III категории.

Получается, что на сегодняшний день на лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, возложены обязанности производить расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Но в то же время законодательство фактически содержит пробел правового регулирования в части определения «судьбы» рассчитываемых нормативов, конечной цели осуществления соответствующих расчетов.

Более того, из законодательства также не следует — должен ли быть предусмотрен специальный порядок расчета для объектов III категории нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), или ожидания каких-либо специальных подзаконных НПА излишне?

Вместе с тем, в настоящее время в отсутствие специальных подзаконных нормативных правовых актов в качестве нормативных правовых актов, регулирующих, в том числе, порядок разработки (расчета) нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), могут применяться:

1) «Методика разработки нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей», утв. Приказом Ростехнадзора от 22.12.2016 № 551;

2) «Методика разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух», утв. Приказом Ростехнадзора от 07.11.2012 № 639;

3) «Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утв. Приказом МПР России от 17.12.2007 № 333;

4) «Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе», утв. Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

____________________

Позиция Минприроды России по вопросу о порядке установления нормативов допустимых выбросов, сбросов, рассчитываемых для объектов III категории

В соответствии с Письмом Минприроды России от 25.10.2018 № 12−50/8 871-ОГ «О выдаче разрешений на выбросы»:

для объектов, относящихся к объектам III категории, предусмотрен расчет нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, необходимо будет получить разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы (пункт 11, 12 статьи 1 Закона № 219-ФЗ).

В отношении разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране атмосферного воздуха“ и отдельные законодательные акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (далее — законопроект) информируем.

Законопроект разработан Минприроды России и внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Законопроектом предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) для объектов II и III категории устанавливаются разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При подготовке ответа использовался материал статьи В. А. Алымовой «Нормирование воздействия на окружающую среду на объектах III категории» (Журнал «Экология производства» № 5, 2019)