Рассмотрим, как взаимоувязаны положения нормативных документов о порядке инвентаризации, методах расчета рассеивания и разработке нормативов. Обратим внимание, как предлагается нормировать выбросы на действующих и проектируемых объектах хозяйственной деятельности.

Как и прежде, нормирование выбросов начинается с инвентаризации их источников. Согласно требованиям статьи 22 Закона № 96-ФЗ1, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, проводят инвентаризацию
этих источников и выбрасываемых ими вредных (загрязняющих) веществ (далее — ЗВ) в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные сведения.

Порядок инвентаризации выбросов и их источников

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Инвентаризация стационарных источников на вводимых в эксплуатацию объектах проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод их в эксплуатацию. Данные инвентаризации корректируют в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов, при обнаружении несоответствия между выбросами и данными последней инвентаризации, при изменении требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных Правилами эксплуатации установок очистки газа2.

Порядок инвентаризации, корректировки ее данных, документирования и хранения полученных данных определен приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 3523 (далее — Порядок инвентаризации).

Новый порядок сильно отличается от прежнего4, действовавшего еще с советских времен.

Порядок инвентаризации описывает ход инвентаризации, включая все этапы. Отдельно оговаривается, какими системами координат нужно пользоваться при составлении карты. Местоположение источников загрязнения атмосферы определяется с использованием государственной или местной системы координат (городской, заводской) с учетом разработанного в установленном порядке технического плана объекта, оказывающего негативное воздействие (далее — объект ОНВ).

Сохранен обязательный учет нестационарности источников выбросов, которую нужно было учитывать в прежних проектах предельно допустимого воздействия (ПДВ) и нужно учитывать теперь при расчете нормативов допустимого воздействия (НДВ).

Отдельно оговаривается алгоритм определения перечня выбрасываемых веществ на основе анализа технологических процессов, регламентов, проектной документации, справочников НДТ. Для видов деятельности, относящихся к областям применения НДТ, в число характерных для технологического процесса ЗВ включаются маркерные вещества.

Напомним, что переход на НДТ обязателен на объектах ОНВ I категории. Хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах II категории, решают сами, внедрять им НДТ с получением комплексного экологического разрешения (КЭР) или нет. Таким образом, озаботиться внедрением НДТ и анализом соответствия технологии производства требованиям справочников по НДТ имеет смысл на стадии инвентаризации источников выбросов или даже раньше.

Результаты инвентаризации хранятся на предприятии (или на объекте ОНВ). Данные инвентаризации в дальнейшем используются для целей нормирования выбросов на объекте в зависимости от его категории. Кроме того, результаты используются при разработке программы производственного экологического контроля (ПЭК), а также для разработки проекта обоснования границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Полученные результаты инвентаризации в виде количественно-качественных показателей выбросов ЗВ служат исходными данными для расчета рассеивания выбросов в атмосферном воздухе от данного объекта.

ИЗ СТАТЬИ 12 ЗАКОНА № 96-ФЗ1

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Методы расчета рассеивания выбросов

До 2018 года для расчетов рассеивания использовался ОНД-865, сейчас действует приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 2736, которым утверждены новые методы расчета рассеивания ЗВ (далее — Методы расчета рассеивания).

Методы расчета рассеивания применяются для выполнения расчетов рассеивания выбросов в атмосферном воздухе в двухметровом слое над поверхностью Земли на расстоянии не более 100 км от источника выброса, а также для выполнения расчетов вертикального распределения концентраций ЗВ:

▸▸при определении нормативов выбросов ЗВ в атмосферный воздух;
▸▸при разработке перечня мероприятий по охране окружающей среды в составе разделов проектной документации;
▸▸при обосновании ориентировочных размеров СЗЗ;
▸▸при разработке и обосновании организационно-технических мероприятий, оказывающих влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха, при оценке их результатов;
▸▸при оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на качество атмосферного воздуха;
▸▸при оценке краткосрочных и долгосрочных уровней загрязнения атмосферного воздуха и соответствующих концентраций ЗВ, создаваемых всеми источниками выброса, исключая рассматриваемые (непосредственно учитываемые в расчете рассеивания выбросов).

Количественные и качественные показатели выбросов в ходе инвентаризации могут определяться инструментально (данный способ приоритетен) либо расчетным методом. Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками утверждены постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 4227, о чем говорится как в Порядке инвентаризации (приказ № 3523), так и в Методах расчета рассеивания (приказ № 2736).

ИЗ ЗАКОНА № 7-ФЗ9

СТАТЬЯ 22. НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ, НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством РФ, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Согласно Порядку инвентаризации, перечень выбрасываемых ЗВ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы. В эти данные входят: документация хозяйствующих субъектов, регламентирующая порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектная (конструкторская) документация оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, справочники по НДТ и методики расчета выбросов, включенные в соответствующий перечень. Для видов деятельности, относящихся к областям НДТ, в число характерных для данного технологического процесса ЗВ включаются маркерные вещества.

При этом не все вещества, которые должны быть включены в отчет об инвентаризации выбросов, подлежат расчету рассеивания. Согласно приказу № 2736, Методы расчета рассеивания предназначены для расчета концентраций ЗВ (за исключением радиоактивных веществ), включенных в Перечень ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р8).

В Перечень входит ограниченный ряд веществ. Впоследствии именно на вещества из данного Перечня рассчитываются и устанавливаются нормативы выбросов.

На основе результатов расчета рассеивания делаются выводы о воздействии выбросов объекта ОНВ на окружающую среду и здоровье человека. Если воздействие находится в рамках установленных гигиенических нормативов, можно говорить об утверждении нормативов выбросов.

Разработка нормативов допустимых выбросов

Долгое время проект ПДВ разрабатывался на основе Рекомендаций10, выпущенных в 1989 году Государственным комитетом СССР по охране природы. Ввиду «древности» этого документа требования Рекомендаций приходилось совмещать с положениями Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов11. Сейчас порядок разработки и утверждения нормативов в части, не противоречащей законодательству, определяет постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 18312.

Новый регламентирующий документ по установлению методов определения НДВ с учетом провозглашенного в 2014 году перехода на технологическое нормирование существует лишь в виде проекта приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (далее — Методы).

Сразу отметим, что в проекте используется устаревший термин «ПДВ», тогда как законодательно установлен «НДВ».

Методы предназначены для расчета величин ПДВ — нормативов выбросов ЗВ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимых для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которых обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

В приложения к Методам включены таблицы, определяющие содержание материалов по разработке ПДВ.

Согласно проекту приказа, в рамках расчета ПДВ определяются зоны влияния выбросов для конкретного стационарного источника выбросов и (или) их совокупности, величины, временно разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения ПДВ на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности, а также подготавливаются основания для определения периодичности проведения ПЭК.

Для действующих объектов ОНВ определение ПДВ обеспечивается хозяйствующими субъектами на основании данных инвентаризации выбросов согласно приказу № 3523.

В отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию объектов ПДВ определяются на основе проектной документации (пункт 8 Положения о нормативах выбросов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 18312).

Проект приказа о Методах повторяет положения других документов, что нормируются исключительно вещества, входящие в Перечень, утвержденный распоряжением № 1316-р8.

Согласно пункту 7 проекта приказа, при определении ПДВ используются утвержденные методы расчета рассеивания (приказ № 2736). Учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха тоже осуществляется в порядке, установленном приказом № 273. При этом если по результатам расчета рассеивания суммарная концентрация загрязняющего вещества с учетом фонового уровня загрязнения в долях ПДК меньше или равна 1, то для данного вещества может быть установлен норматив выбросов. Если данное условие не выполняется, то согласно пункту 22 проекта приказа для объекта ОНВ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды в целях достижения ПДВ (для объектов ОНВ I категории — программа повышения экологической эффективности).

Проектом приказа предусматривается схема разработки ПДВ (НДВ) для действующих объектов ОНВ, которая включает в себя следующие этапы:

▸▸формирование таблиц со сведениями о выбросах в разрезе стационарных источников на основе данных инвентаризации с учетом нестационарности (неодновременности) выбросов во времени (согласно приказу № 3523);
▸▸проведение расчетов рассеивания выбросов и определение воздействия выбросов на состояние атмосферного воздуха с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха (согласно приказу № 2736);
▸▸определение величин ПДВ;
▸▸в случае несоблюдения нормативов ПДВ — разработка плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
▸▸оценка снижения воздействия выбросов на состояние атмосферного воздуха после реализации указанных плана мероприятий или программы;
▸▸составление предложений по временно разрешенным выбросам (ВРВ) на период поэтапного достижения ПДВ с указанием сроков;
▸▸определение периодичности ПЭК за соблюдением ПДВ и ВРВ;
▸▸оформление ПДВ для представления в территориальные органы Роспотребнадзора в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ПДВ санитарным правилам.

Кроме того, в проекте приказа представлена схема определения ПДВ для проектируемых, строящихся, реконструируемых и вводимых в эксплуатацию объектов ОНВ. Для них норматив ПДВ разрабатывается на основе утвержденной проектной документации и включает в себя разработку ПДВ на период строительства с учетом его этапов и на период последующей эксплуатации объекта. В этом случае в проект ПДВ входят:

▸▸таблицы с необходимыми сведениями о выбросах на основе проектной документации;
▸▸расчеты рассеивания выбросов и определение уровня воздействия выбросов на состояние атмосферного воздуха с учетом его фонового загрязнения;
▸▸предложения по ПДВ;
▸▸план-график контроля за соблюдением ПДВ в рамках программы ПЭК.

В действовавших ранее документах не было четкого порядка установления нормативов ПДВ для строящихся и реконструируемых объектов. В проекте новых Методов такой порядок приведен. Согласно ему для проектируемых объектов характеристики выбросов формируются на основании расчетов выбросов от источников проектируемого технологического оборудования, указанного в разделах проектной документации, с учетом данных технической документации на проектируемое технологическое оборудование и (или) по данным объектов-аналогов.

Важное изменение касается срока действия нормативов выбросов. Согласно проекту приказа срока действия у ПДВ нет. Правда, это только в случае неизменности производственного процесса, состава и расхода сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов, отсутствия изменений количественных и качественных показателей выбросов (для источника — более чем на 25% от ПДВ, для объекта в целом — не более чем на 10%). При таких изменениях ПДВ (НДВ) должны быть пересмотрены не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств.

Теперь, когда проект ПДВ в знакомом нам виде уже не существует, проект приказа показывает, как будет выглядеть документ, который приходит ему на смену.

Так, в новом документе не будет раздела «Определение источников выбросов и перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию», так как материалы ПДВ будут содержать только сведения о нормируемых ЗВ согласно Перечню, установленному распоряжением № 1316-р8.

Раздел «Оценка целесообразности проведения детальных расчетов» тоже отсутствует, потому что выполнить расчет рассеивания по всем веществам с помощью компьютерных программ теперь не составляет труда.

Уточнять размеры СЗЗ с учетом розы ветров больше не нужно — границы СЗЗ уже давно устанавливаются в рамках требований санитарного законодательства и являются отдельным документом.

Зато теперь в материалах определения нормативов выбросов будут приведены сведения о плане мероприятий по охране окружающей среды или о программе повышения экологической эффективности и будет содержаться оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического оборудования и установок очистки газа НДТ.

Понятие «источник выделения» исчезает, используется только «источник выброса». Это затрудняет идентификацию источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ), поскольку при проведении инвентаризации по приказу № 3523 эти два понятия используются отдельно.

ИЗ ПРИКАЗА № 3523

…определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее — источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества.

В рассмотренных базовых подзаконных актах и проекте Методов определения ПДВ наблюдается попытка взаимоувязать подходы к инвентаризации, расчету рассеивания и нормированию выбросов. Некоторые общие моменты прослеживаются, однако далеко не везде, где нужно.

Так, в проекте приказа неверно используется термин «объект ОНВ» (как синоним предприятия в целом), исчезло понятие «источник выделения» и употребляется старый термин «ПДВ».

Остается в силе требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на материалы расчета нормативов. Из-за этого (вкупе с неотмененными требованиями постановления № 18312 и Закона № 52-ФЗ13) прохождение платной экспертизы материалов расчета нормативов с последующей выдачей заключения в Роспотребнадзоре остается реальностью. При этом задачей реформы, введенной Законом № 219-ФЗ14, было упрощение механизма нормирования для большинства предприятий.

Фактически освобождены от нормирования выбросов только объекты IV категории, но и для них обязательно проведение инвентаризации и ее корректировки.

В целом можно утверждать, что реформирование правовой базы экологического нормирования в сфере охраны атмосферного воздуха провалилось.

Документы

  1. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  2. Приказ Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа».
  3. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
  4. Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991).
  5. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192). Документ утратил силу.
  6. Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
  7. Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
  8. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
  9. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  10. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).
  11. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. СПб.: НИИ Атмосфера, 2012.
  12. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
  13. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  14. Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».