Какова судьба планов снижения выбросов и планов снижения сбросов? Это веха в истории или автоматический переход к программам повышения экологической эффективности, к планам мероприятий по охране окружающей среды?

1 октября 2019 года истек 9-й месяц с момента вступления в силу законодательных положений, которыми введены программы повышения экологической эффективности
и планы мероприятий по охране окружающей среды.

Природопользователи проявляют все больший интерес к новым требованиям, и основной вопрос, который возникает в ходе изучения правовых норм, — как соотносятся (и даже взаимозаменяются) планы снижения выбросов, планы снижения сбросов, с одной стороны, и программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, — с другой.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

На сегодняшний день законодательство содержит достаточно норм для ответа на данный вопрос. Обратимся в первую очередь к положениям Закона № 7-ФЗ1, посвященным новым природоохранным документам.

ПУНКТ 1 СТАТЬИ 67.1 ЗАКОНА № 7-ФЗ

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

ПУНКТ 2 СТАТЬИ 67.1 ЗАКОНА № 7-ФЗ

План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Выявляя принципиальные различия между планами снижения выбросов, сбросов и программами повышения экологической эффективности, планами мероприятий
по охране окружающей среды, отметим следующие ключевые моменты.

Во-первых, различаются цели установления планов снижения выбросов, сбросов и программ повышения экологической эффективности, планов природоохранных мероприятий:

▸▸разработка планов снижения выбросов, планов снижения сбросов направлена на достижение цели установления временно согласованных выбросов (ВСВ) на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (ПДВ) или лимитов на сбросы на период поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов (НДС);
▸▸разработка программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды направлена на достижение цели установления временно разрешенных выбросов (ВРВ), временно разрешенных сбросов (ВРС) на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов (НДВ), НДС, технологических нормативов.

Во-вторых, различается порядок разработки, согласования и утверждения планов снижения выбросов, планов снижения сбросов и программ повышения экологической эффективности, планов природоохранных мероприятий.

Так, требования к порядку разработки, согласования и утверждения планов снижения выбросов, планов снижения сбросов установлены Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 1832 и Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 23.

В свою очередь, требования к разработке программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды установлены приказами Минприроды России от 17.12.2018 № 6664 и от 17.12.2018 № 6675.

Таким образом, предварительно можно сказать, что очевидные правовые предпосылки для того, чтобы планы снижения сбросов и планы снижения выбросов признавались (например, на переходный период) программами повышения экологической эффективности или планами природоохранных мероприятий по охране окружающей среды, не усматриваются.

Важно подчеркнуть, что по большому счету законодательство не содержит норм, безусловно отождествляющих планы снижения выбросов, планы снижения сбросов и программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, не считая трех исключений.

Исключение 1: планы снижения сбросов, планы снижения выбросов, применяемые для цели корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) до 1 января 2019 года.

До 1 января 2019 года планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности для цели вычета затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС, предусмотренных планами снижения выбросов и сбросов, при осуществлении природопользователями корректировки размера платы за НВОС (основание — п. 4 ст. 10 Закона № 404-ФЗ6).

Исключение 2: планы снижения сбросов, планы снижения выбросов, применяемые для цели корректировки платы за НВОС после 1 января 2019 года.

До получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений (КЭР), представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности для цели вычета затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС, предусмотренных планами снижения выбросов и сбросов, при осуществлении природопользователями корректировки размера платы за НВОС (ч. 8.2 ст. 11 Закона № 219-ФЗ7).

Исключение 3: планы снижения сбросов организаций, осуществляющих водоотведение.

Планы снижения сбросов организаций, осуществляющих водоотведение, разработанные до 1 января 2019 года, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды для цели применения механизма корректировки размера платы за НВОС, а именно для цели вычитания фактически произведенных затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы (основание — п. 2 ст. 6 Закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ8).

При этом указанное правило не лишает организацию, осуществляющую водоотведение, права разработать и утвердить программу повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды до окончания срока действия плана снижения сбросов (основание — п. 3 ст. 6 Закона № 225-ФЗ).

Итак, мы рассмотрели три законодательно установленных исключения в части «признания» планов снижения сбросов, планов снижения выбросов программами повышения экологической эффективности и планами мероприятий по охране окружающей среды. Иных оснований для отождествления рассматриваемых документов нет.

Означает ли это, что планы снижения сбросов, планы снижения выбросов канули в прошлое и с 1 января 2019 года обычные природопользователи (за исключением организаций ВКХ) не могут вновь приступить к разработке, утверждению и реализации планов с возможностью их применения, например для цели установления лимитов на выбросы или лимитов на сбросы?

Часть 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ предусматривает 5 правил получения природопользователями разрешительной природоохранной документации в старом формате, до дня получения КЭР.

Правило 1 — допускается выдача или переоформление разрешений на выброс, лимитов на выбросы, разрешений на сброс, лимитов на сбросы, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с 1 января 2019 года и до получения КЭР с соблюдением следующих сроков:

1) до 31 декабря 2022 года — предельный срок подачи заявки на получение КЭР лицами, эксплуатирующими объекты I категории, включенные в перечень «300 объектов», утвержденный приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 1549;
2) до 1 января 2025 года — предельный срок получения КЭР лицами, эксплуатирующими объекты I категории, не включенные в перечень «300 объектов», утвержденный приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154.

Правило 2 — такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР в указанные ранее сроки.

Правило 3 — разрешениями устанавливаются НДВ, НДС для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды.

Правило 4 — при невозможности соблюдения НДВ, НДС устанавливаются лимиты на выбросы и лимиты на сбросы, действующие в период реализации планов снижения выбросов и планов снижения сбросов, с учетом поэтапного достижения установленных НДВ и НДС.

Правило 5 — установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Означает ли это, что с 1 января 2019 года, условно говоря, на смену планам снижения сбросов и планам снижения выбросов окончательно пришли программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды?
Для многих хозяйствующих субъектов так и есть, но для владельцев объектов I категории законодатель задумал отдельную линию развития событий.

Отсюда следует, что планы снижения выбросов и планы снижения сбросов — отнюдь не перевернутая страница в хозяйственной жизни отдельных природопользователей. По крайней мере владельцы объектов I категории в течение еще нескольких лет будут продолжать реализовывать старые планы снижения выбросов, сбросов и разрабатывать новые, вероятнее всего, по прежним правилам.

Документы

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
  3. Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты».
  4. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности».
  5. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 667 «Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды».
  6. Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  7. Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  9. Приказ Минприроды России от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».