Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 8911 утверждены Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — Правила) разработаны во исполнение Закона № 416-ФЗ2 (в редакции Закона № 225-ФЗ3) для использования централизованными системами водоотведения (поселений, городских округов далее — ЦСВ) при установлении нормативов состава сточных вод абонентам.

Инвентаризация осуществляется водопользователем, то есть организацией, эксплуатирующей ЦСВ, отдельные объекты таких систем, на основе данных производственного экологического контроля (ПЭК) состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект объектами ЦСВ.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Основания для введения Правил

Разработка Правил предопределена отраслевой спецификой, а сами Правила отражают особенности сбрасываемых сточных вод, их состава и происхождения.

ЦВС как хозяйственно-бытовых сточных вод, так и поверхностных — многоцелевые коммунальные комплексы, которые по своей производственной деятельности имеют ярко выраженную природоохранную направленность.

В соответствии со ст. 30.1 Закона № 416-ФЗ2 в целях снижения антропогенной нагрузки на водные объекты для абонентов ЦСВ устанавливаются нормативы состава сточных вод на основании нормативов допустимых сбросов (НДС) организаций, осуществляющих водоотведение, в том числе и в рамках комплексных экологических разрешений (КЭР). НДС для объектов ЦСВ устанавливаются в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах превышает значение предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющего вещества в воде водного объекта. Данные сведения должны быть подтверждены результатами инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Кроме того, основанием для утверждения Правил послужила ст. 22 Закона № 7-ФЗ4, которая предусматривает установление НДС для объектов ЦСВ в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам.

Содержание Правил

Правила учитывают критерии определения перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию, к которым относятся фоновое состояние водных объектов в местах сброса сточных вод, оценка полученных результатов инвентаризации.
Кроме того, в Правилах изложен порядок взаимодействия организаций, эксплуатирующих ЦСВ, с надзорными природоохранными органами и собственно абонентами.

Правилами установлено, что инвентаризация проводится в отношении загрязняющих веществ, перечисленных в приложении 1. Этот перечень сформирован исходя из следующих соображений.

1. По данным государственного мониторинга водных объектов5, к наиболее распространенным показателям загрязненности водных ресурсов при отведении сточных вод поселений и городских округов относятся:
▸▸технологические показатели очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод (БПК, ХПК, соединения группы азота, фосфор общий или фосфор фосфатов), для поверхностных сточных вод добавляются взвешенные вещества, нефтепродукты без соединений группы азота;
▸▸техногенные загрязнения, возможным источником сброса которых являются предприятия — абоненты организаций, осуществляющих водоотведение: нефтепродукты, железо, алюминий, медь, цинк, марганец, никель, в ряде случаев кадмий или ртуть, фенолы.

2. В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ6 «поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Согласно ст. 6.2 Закона № 73-ФЗ7 нормирование загрязняющих веществ в сточных водах водопользователей осуществляется на основании ПДК химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах до утверждения в соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты (НДВВ), но не позднее чем до 01.01.2015.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 8818 НДВВ (допустимое совокупное воздействие всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) должны разрабатываться на основе методических указаний.

Такие Методические указания утверждены приказом Минприроды России от 12.12.2007 № 3289. Они определяют требования к составу материалов, используемых при разработке НДВВ, принципы расчета НДВВ с учетом специфики отдельных видов воздействия, состав материалов для утверждения НДВВ.

Согласно п. 4 Методических указаний9 НДВВ разрабатываются в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, в том числе:
▸▸для обеспечения устойчивого функционирования естественных или сложившихся экологических систем, сохранения биологического разнообразия и предотвращения негативного воздействия в результате хозяйственной и иной деятельности;
▸▸для сохранения или улучшения состояния экологической системы в пределах водных объектов или их участков.

НДВВ предназначены для установления безопасных уровней содержания загрязняющих веществ с учетом природно-климатических особенностей водных объектов конкретного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки.

В соответствии с п. 6 Методических указаний9 (а также в соответствии с пп. 14 и 20 Методики разработки НДС10) утвержденные НДВВ используются, в частности, при решении вопросов, связанных с установлением и корректировкой НДС в водные объекты для водопользователей.

Утвержденные НДВВ для водохозяйственных участков бассейнов водных объектов РФ опубликованы на сайте Росводресурсов.

3. В составе каждого НДВВ для каждого водохозяйственного участка определен в соответствии с Методическими указаниями9 нормируемый перечень загрязняющих веществ, в том числе перечень техногенных загрязнений, не относящихся к технологически нормируемым веществам при очистке сточных вод с использованием ЦСВ. Количество нормируемых техногенных загрязнений для различных водохозяйственных участков и бассейнов водных объектов также различается.

На основе оценки нормируемых перечней в составе утвержденных НДВВ сформирован перечень загрязняющих веществ, приведенный в приложении 1 к Правилам1.

При этом указанный перечень загрязняющих веществ дифференцирован исходя из видов ЦСВ (централизованные бытовые, общесплавные, ливневые и комбинированные системы водоотведения), а также с учетом выделения объектов систем, соответствующих критериям I категории объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ), а также соответствующих критериям II категории объектов НВОС и относящихся к областям применения НДТ (в случае планирования получения в отношении таких объектов КЭР).

В приложении 2 к Правилам1 указана периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации (исходя из категорий очистных сооружений, предусмотренных ИТС 10−201511).

Положения Правил, на которые необходимо обратить особое внимание

Самые важные, на мой взгляд, положения содержатся в пп. 4 и 20, которые регулируют возможность установления нормативов состава сточных вод абонентам при временном отсутствии у организаций, эксплуатирующих ЦСВ, финансов для проведения инвентаризации сбросов и в других случаях.

При регулировании разных ситуаций оба пункта устанавливают, что если в течение какого-то периода сбросов не было либо в какой-то период их не может быть вообще (например, на стадии проектирования или строительства), а также если сброс осуществлялся менее 12 мес. (минимальный срок, необходимый для полноценной инвентаризации), то для того, чтобы вообще не остаться без нормативов по составу сточных вод, можно в качестве результатов инвентаризации принять перечень из приложения 1 к Правилам и провести расчет НДС исходя из превышения ПДК водоприемника. То есть автоматически признаются наиболее жесткие для объектов ЦСВ результаты инвентаризации.

Такой вариант никак не окажет негативного воздействия на водный объект, наоборот, он предусматривает нормирование по самому максимальному перечню веществ, что способствует наибольшей защите водных объектов.

Это важно также в случае, когда очистные сооружения были на реконструкции и сброс через них не осуществлялся (например, в течение двух лет). В этом случае организации, эксплуатирующие такие объекты водоотведения, должны ждать 12 мес. фактического сброса, чтобы рассчитать НДС и получить КЭР или подать декларацию о воздействии на окружающую среду. Соответственно, 12 мес. они вынуждены будут осуществлять сброс без разрешительной документации, а неразрешенный сброс влечет за собой санкции в виде административных штрафов, платы за НВОС со 100-кратным повышающим коэффициентом и возмещения вреда водным объектам.

Необходимо обратить внимание на п. 7 Правил, регламентирующий «участие» НДВВ на водные объекты (водохозяйственные участки водных объектов) в проводимой инвентаризации.

В соответствии с Порядком утверждения НДВВ8 эти нормативы разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями9.

Основной расчетной территориальной единицей при разработке НДВВ принимается водохозяйственный участок. Состав нормируемых видов воздействия на водные объекты уточняется для конкретного водного объекта и (или) водохозяйственного участка.

Конкретный порядок разделения водных объектов на водохозяйственные участки регламентируется Постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 № 72812 и приказом Минприроды России от 25.04.2007 № 11113.

Водохозяйственный участок — это часть речного бассейна, которая имеет характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры его использования.

Ст. 1 Водного кодекса России

Таким образом, каждой организации, осуществляющей водоотведение, необходимо определить свой водохозяйственный участок и включить НДВВ (в данном случае — нормативы допустимого воздействия на водохозяйственный участок водного объекта — водоприемника) в перечень показателей, подлежащих инвентаризации.
Согласно п. 8 Правил1, для объектов ЦСВ в отношении загрязняющих веществ, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ (то есть в отношении технологически нормируемых веществ), инвентаризация не проводится.

Данное положение основано на п. 11 ст. 22 Закона № 7-ФЗ: НДС для объектов ЦСВ относительно загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем исходя из нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВ при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов, превышает значение ПДК загрязняющего вещества в воде водного объекта.
Таким образом, инвентаризация проводится только в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, так как в отношении технологически нормируемых веществ в обязательном порядке устанавливаются нормативы: либо технологические (если подается заявка на КЭР), либо НДС (если подается декларация о воздействии на окружающую среду).

Как уже отмечалось, можно не ждать 12 мес. для отбора всех проб именно в рамках инвентаризации — Правил п. 20 дает возможность организациям, осуществляющим водоотведение, получить КЭР или подать декларацию, используя результаты анализов проб, отобранных в рамках ПЭК.

Кроме того, данным пунктом устанавливается возможность и частичного проведения инвентаризации либо частичного включения показателей в расчет НДС (с учетом отсутствующих в программе ПЭК показателей).

Безусловно, эта норма оправдана на переходный период.

Документы

  1. Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду».
  2. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
  3. Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году».
  6. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
  7. Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ».
  8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
  9. Приказ Минприроды России от 12.12.2007 № 328 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
  10. Приказ Минприроды России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
  11. ИТС 10−2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов» (утвержден приказом Росстандарта от 15.12.2015 № 1580).
  12. Постановление Правительства РФ от 30.11.2006 № 728 «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов».
  13. Приказ Минприроды России от 25.04.2007 № 111 «Об утверждении Методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации».