Информация, получаемая от системы автоматического контроля выбросов и сбросов, должна передаваться в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Проведем анализ разумности этого требования.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» на объектах I категории стационарные источники выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и сбросов, а также техническими средствами фиксации и передачи этой информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля (САК) выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262. В них констатируется, что цель создания САК — обеспечение автоматических измерений и учета показателей выбросов и сбросов, фиксации и передачи информации об указанных показателях в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС.

- Реклама -
Вебинар внутри поста

Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи такой информации в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 263.

Виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов и сбросов которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения, утверждены распоряжением Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р.

Информация о выбросах

Стационарные источники выбросов включаются в САК в случае, если в их выбросах присутствует одно из следующих загрязняющих веществ и его массовый выброс превышает значения, указанные в таблице.

ТАБЛИЦА. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫБРОСОВ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ, КОТОРЫЕ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ В САК

Вид загрязняющих веществ Массовый выброс
Взвешенные вещества 3 кг/ч (26,3 т/год)
Серы диоксид 30 кг/ч (262,6 т/год)
Оксиды азота (сумма азота оксида и азота диоксида) 30 кг/ч (262,6 т/год)
Углерода оксид как показатель полноты сгорания топлива 5 кг/ч (43,8 т/год)
Углерода оксид во всех остальных случаях 100 кг/ч (876,0 т/год)
Фтористый водород 0,3 кг/ч (2,6 т/год)
Хлористый водород 1,5 кг/ч (13,1 т/год)
Сероводород 0,3 кг/ч (2,6 т/год)
Аммиак 1,5 кг/ч (13,1 т/год)

Наряду с определением концентрации загрязняющих веществ (мг/м3) САК выбросов должна обеспечивать измерение и учет:
▸▸объемного расхода отходящих газов (м3/ч);
▸▸давления отходящих газов (кПа);
▸▸температуры отходящих газов (°C);
▸▸содержания кислорода в отходящих газах (%, при необходимости);
▸▸влажности отходящих газов (%, при необходимости).

Таким образом, на одном источнике выбросов необходимо обеспечить измерение и учет концентрации 9 загрязняющих веществ и 5 показателей. Технические средства должны фиксировать и передавать информацию о результатах измерений, усредненных за каждые 20 или 30 мин. В этом случае на один ингредиент или показатель приходится 72 измерения в сутки или 26 280 в год. От одного источника выбросов в реестр ежегодно должно поступать 368 тыс. измерений концентрации и показателей, а от всех источников выбросов, которые должны быть оборудованы САК, — от 368 млн до 4 млрд показателей, определенных в выбросах.

Информация о сбросах

Стационарные источники сбросов сточных вод включаются в САК в случае, если их сбросы в общем объеме сточных вод, отводимых с объектов I категории, составляют более 15%. САК сбросов должна обеспечить определение:
▸▸концентрации загрязняющих веществ (мг/м3);
▸▸объемного расхода сбрасываемых сточных вод (м3/ч);
▸▸температуры сбрасываемых сточных вод (°C);
▸▸водородного показателя сбрасываемых сточных вод (ед. pH);
▸▸величины химического потребления кислорода (мг/дм3);
▸▸мутности.

САК сбросов на объектах I категории, очистных сооружениях централизованных бытовых и общесплавных систем водоотведения поселений, городских округов должна определять следующие показатели:
▸▸взвешенные вещества, нитрат-ион, аммоний-ион, фосфор фосфатов при мощности очистных сооружений по расходу поступающих сточных вод более 200 000 м3/ сут.;
▸▸взвешенные вещества, аммоний-ион, фосфор фосфатов при мощности очистных сооружений по расходу поступающих сточных вод от 40 001 до 200 000 м3/сут.;
▸▸взвешенные вещества при мощности очистных сооружений по расходу поступающих сточных вод от 20 001 до 40 000м3/сут.

Технические средства должны фиксировать и передавать в реестр информацию о результатах измерений, усредненных за каждые 2 или 3 ч.

В этом случае на один ингредиент или показатель приходится 8 измерений в сутки или 2,9 тыс. в год. Количество определяемых загрязняющих веществ в сточных водах колеблется от 6 до 9. Следовательно, от одного источника сбросов в реестр должно ежегодно поступать от 17 тыс. до 26 тыс. измерений концентрации и показателей, а от всех источников сбросов, которые должны быть оборудованы САК, — 20−40 млн измерений.

Совокупный объем информации

В общей сложности в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, при внедрении САК будет поступать для хранения от 390 млн до 4 млрд показателей, определенных в выбросах и сбросах.

При этом в Правилах создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572), отсутствуют требования к получению, хранению и обработке информации о показателях выбросов и сбросов. Следовательно, необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений.

Данные САК не могут быть использованы для контроля нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов и нормативы допустимых сбросов устанавливаются для веществ I и II классов опасности при наличии таких веществ в выбросах и сбросах комплексным экологическим разрешением. Вещества, определяемые САК, не относятся к веществам I и II классов опасности. Следовательно, нормативы допустимых выбросов и нормативы допустимых сбросов для этих веществ не устанавливаются.

Данные САК не могут быть использованы для контроля и технологических нормативов. Согласно Правилам разработки технологических нормативов, утвержденных приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89, технологические нормативы разрабатываются для объекта, оказывающего НВОС, а не для источника выбросов или сбросов.

Выводы

Анализ показывает, что информация от САК не может быть использована при осуществлении государственного экологического надзора за выполнением условий, предусмотренных комплексным экологическим разрешением, или для поддержки каких-либо управленческих решений.

Хозяйствующие субъекты будут тратить сотни миллионов рублей на внедрение САК и ее дальнейшее обслуживание исключительно в целях накопления в государственном реестре объектов, оказывающих НВОС, бессмысленной информации, постепенно превращая его в «информационную помойку».