Вопрос: у нас имеется отход в нормативах и разработан паспорт отхода «отходы антифриза на основе этиленгликоля» 2016 г. (это отход противооблединительной жидкости).Росприроднадзор настаивает в данный момент указывать отход: «Отходы противообледительной жидкости на основе этиленгликоля». Мы разработали паспорт на этот отход. Но в нормативах указан старый вид отхода. Как нам теперь его утилизировать — как новый или старый вид отхода? И как указывать в отчетности и декларации за плату?

Ответ

С одной стороны, Росприроднадзор, скорее всего, прав в той части, что у Вас действительно по факту образуется отход противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля, потому что отходы антифриза образуются при их замене в автотранспортных средствах или ДГУ, других отходов именно антифриза в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 02.11.2018) (далее — ФККО), НЕТ, у данных отходов (антифриз и противообледенительная жидкость) разный процесс образования, насколько я могу судить из приведенного описания.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

С другой стороны, «отходы противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля 9 23 211 11 31 3», которые есть в ФККО на данный момент, это отход, который образуется при обслуживании и ремонте авиатранспорта, других противообледенительных жидкостей в ФККО нет. Если у Вас Ваш отход действительно образуется при ремонте авиатранспорта, то это хорошо и паспорт Вы верно разработали, а если Ваш объект не имеет к авиатранспорту никакого отношения, то это не Ваш отход, а значит, абсолютно новый отход, которого нет в ФККО, при этом отход явно не V класса опасности, если судить по «родственным» отходам антифризов, поэтому его невозможно будет никому и никуда передать, пока его не будет в ФККО, не получится разработать на него паспорт опасного отхода и получить лицензию. При этом накапливать данный отход можно не более 11 месяцев, накопление отходов большим сроком уже будет являться хранением, т. е. лицензируемым видом деятельности. Надо просто понимать эти риски.

Чтобы просчитать все возможные риски, необходимо знать, при каком процессе образуется данный отход, чтобы его точно классифицировать, а также к какой категории относится Ваш объект, чтобы понять, насколько для Вас принципиален действующий лимит 2016 г. и нужны ли Вам вообще НООЛР. При каких обстоятельствах Росприроднадзор настаивал на данном отходе (в рамках проверки или согласования ПНООЛР) — скорее всего, при проверке?

Если требование выдвигается в рамках проверки, то, боюсь, включать новый отход в отчетность придется уже начиная с отчетности за этот год. При этом необходимо подходить к этому вдумчиво. Так, если этот отход не образовывался и никому не передавался, то можно показать его чисто формально, без рисков. Если Вы уже в этом году передавали данный отход как «отходы антифриза на основе этиленгликоля» и если у специализированной организации нет в лицензии Вашего нового отхода, то лучше именно так в отчетности именно эти отходы и эту передачу и показывать (по старому отходу), а новый просто указать по факту образования и наличия на конец отчетного периода, т. е. показать два отхода. Если у данной специализированной организации есть новый отход, то нужно попросить скорректировать акты и внести соответствующие правки в данные учета отходов и отчитываться по новому отходу. Утилизировать надо именно тот отход, который образуется, если это у Вас теперь «отходы противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля 9 23 211 11 31 3», то утилизировать именно этот отход.

При этом, если у Вас объект I категории в связи с тем, что у Вас появился новый отход и фактически он не занормирован, то Вам придется корректировать ПНООЛР и получать новый документ об утверждении НООЛР. Если объект II категории, то нужно будет корректировать имеющийся ПНООЛР, включая туда новый отход, и подавать декларацию о воздействии на окружающую среду и риски претензий по корректировке НООЛР сильно увеличатся с того момента, как Вы покажете этот отход в отчетности, по объектам остальных категорий отчитываетесь по факту по новому отходу, там дополнительных рисков нет.

Если это требование было выдвинуто все же в рамках согласования ПНООЛР, то пока Вы не согласуете окончательно новый проект и не получите документ об утверждении НООЛР именно с данным новым отходом, совершенно точно можете отчитываться по старому лимиту, какие-либо риски минимальны, особенно если в этот период у Вас этот отход по факту не будет образовываться.

Таким образом, принимать решение, как отчитываться по данному отходу, Вам необходимо с учетом описанных выше рисков, категории объекта (необходимости пересмотра НООЛР), наличия соответствующей лицензии у контрагента и т. д. Полагаю, если у Вас объект I или II категории, то решение лучше принимать на уровне руководителя предприятия.