Изменения в Правила исчисления и взимания платы внесены, но проблемы для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, остались.

Напомним, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) установлен, в частности, положениями:
▸▸ст. 16−16.4 Закона № 7-ФЗ1, ст. 23 Закона № 89-ФЗ2;
▸▸Правил исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 2553 (далее — Правила).

При этом особенности исчисления платы за НВОС при осуществлении выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на объектах III категории предусмотрены:
▸▸абз. 4 и 6 п. 5, п. 8 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ1;
▸▸пп. 11.1, 11.2, 17 и 21 Правил3.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Следует отметить, что для цели исчисления и взимания платы за НВОС законодательство предусматривает специальное правило признания нормативами допустимых выбросов (НДВ), нормативами допустимых сбросов (НДС) объемов и массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — отчет о ПЭК).

ПУНКТ 11.1 ПРАВИЛ3

При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Итак, объем или масса выбросов, сбросов, указанные в отчете о ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, НДС при исчислении платы за НВОС лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории.

Исключение составляют выбросы, сбросы радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Уже на этом этапе вырисовываются проблемы, которые с большой долей вероятности приобретут практический характер при попытке исчисления платы за НВОС на объектах III категории.

Проблема 1

Важно обратить внимание на то, что законодательством не предусмотрено признание объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете о ПЭК, НДВ, НДС в отношении радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Но как в таком случае исчислять плату за выброс, сброс таких веществ в окружающую среду?

Мы ведь помним, что законодательство хотя и содержит указание на необходимость расчета для объектов III категории НДВ и НДС в отношении перечисленных веществ, однако не отвечает на вопрос: каким образом рассчитанные нормативы применяются в дальнейшем (подлежат ли согласованию, утверждению, установлению).

При этом стоит учитывать, что в отношении объектов III категории законом пока не предусмотрено оформление разрешительной документации на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Получается, что выбросы и сбросы в окружающую среду веществ, в отношении которых цифры из отчета о ПЭК не признаются НДВ и НДС (хотя бы для цели исчисления платы за НВОС), фактически становятся сверхнормативными.

Это обстоятельство в условиях правовой неурегулированности требует использования при исчислении платы за НВОС в отношении объектов III категории формул, содержащих повышающие коэффициенты, которые применяются при сверхнормативном загрязнении окружающей среды, когда речь идет о выбросах, сбросах высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

С выбросами и сбросами радиоактивных веществ ситуация несколько проще, так как Закон № 7-ФЗ1 предусматривает необходимость получения в таком случае разрешений на их выбросы и сбросы.

Материал публикуется частично. Полностью статью можно прочитать в ноябрьском выпуске журнала «Экология производства».