Для независимой оценки соблюдения требований в области охраны окружающей среды с конца прошлого века в различных целях применяется экологический аудит, в большинстве случаев — для оценки экологических рисков.

На федеральном уровне неоднократно, начиная с 1990-х гг., намечались планы правового регулирования экологического аудита, но федеральный закон об экологическом аудите так и не был принят.

Вместе с тем создание системы экологического аудита определено в качестве одного из основных механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в новой Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г. Согласно плану мероприятий по реализации этой Стратегии в декабре 2019 г. предполагается внесение изменений в законодательство, касающихся создания системы экологического аудита.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Цели экологического аудита

В понятие экологического аудита вкладывается весьма различное содержание, и его используют для обозначения весьма разнородных видов работ.

Например, в Государственной программе РФ «Охрана окружающей среды» в редакции Постановления Правительства РФ от 29.03.2019 № 362 предусмотрено проведение аудита мероприятий, включенных в комплексные планы по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (очевидно, в контексте Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ о проведении эксперимента по квотированию выбросов).

Несмотря на отсутствие законодательного регулирования, практика проведения экологических аудитов получила довольно широкое распространение. В 1990-х гг. определяющее значение имели требования иностранных инвесторов о проведении обязательных экологических аудитов. Такой аудит применялся на практике и в процессе приватизации предприятий для определения ранее нанесенного экологического ущерба.

Среди целей экологического аудита особое место занимает сертификация систем экологического менеджмента (СЭМ), но отметим, что аудит СЭМ проводится в отношении ограниченного круга крупных экспортно ориентированных компаний.

В отношении более широкого круга предприятий и по их инициативе (или инициативе других, связанных с ними заинтересованных лиц) экологический аудит может осуществляться как исключительно для оценки соответствия требованиям законодательства (например, при подготовке к экологическому надзору), так и при решении смежных задач:
▸для определения факторов повышения эффективности управления природоохранной деятельностью;
▸при обосновании инвестиций с учетом экологических аспектов;
▸при изменении собственника предприятия;
▸при предоставлении кредитов и т. п.

В большинстве случаев под экологическим аудитом подразумевается оценка экологических рисков. В практическом плане одна из наиболее важных процедур экологического аудита — выявление рисков возникновения экологических инцидентов из-за неудовлетворительного состояния природоохранной деятельности, то есть таких инцидентов, которые могут привести к финансовым и иным неблагоприятным для предприятия и его должностных лиц последствиям.

Возможность возникновения экологических рисков определяется:
▸уровнем и характером негативного воздействия на окружающую среду (НВОС);
▸наличием в технологических процессах опасных веществ, способных к миграции;
▸расположением объектов негативного воздействия относительно водных и других природных объектов и заселенных территорий.

Опасные экологические инциденты с финансовыми последствиями могут обусловливать необходимость экологического аудита в рамках финансового аудита. Самостоятельное значение экологический аудит может иметь при принятии судебных решений по возмещению вреда окружающей среде.

В связи с реформированием управления в области охраны окружающей среды и отменой с 1 января 2019 г. тотальной выдачи единых для всех предприятий разрешений на выбросы (сбросы), которые были ориентированы на обеспечение экологической безопасности, экологические риски неизбежно возрастают.

Материал публикуется частично, прочитать статью полностью можно в декабрьском выпуске журнала «Экология производства».

По вопросам подписки Вы также можете обратиться в нашу редакцию:

по телефону 8 (800) 200-11-12 (звонок по России бесплатный),
по e-mail: podpiska@vedomost.ru